Рецензия на книгу
The Story of the Lost Child
Elena Ferrante
Аноним30 января 2021 г.дочитала последнюю часть и не могу найти себе покоя. удивительная книга: мелодраматические страсти-мордасти с одной стороны и целый пласт вопросов с другой. почему ни один из героев не вызывает симпатии? что связывает двух главных героинь, ведь ни дружбой, ни любовью, ни ненавистью эти чувства не назвать? кто совершил все убийства в квартале? что случилось с Тиной и Линой? кто все-таки гениальней и кто порядочней: Элена или Лина?
я прочитала все четыре книги на одном дыхании, хотя были затянутые эпизоды или такие, которые мне было очень неприятно читать. но у меня нет ответов на все эти вопросы.
я думаю, чувства между Эленой и Лилой основаны на сильнейшем антагонизме. они обладают противоположными наборами качеств, которые могут дополнять друг друга или сильно отталкивать. эта амбивалентность заставляет их постоянно держать друг друга в напряжении, где-то рядом, но не слишком близко. гениальность Лилы в ее необычном складе ума, в потрясающих способностях к самообучению и саморазвитию, в особенном видении мира. она деятельна, она берет свою судьбу, а зачастую и чужие судьбы, в свои руки. она не может смиряться с обстоятельствами. она видит самую суть событий и руководит ими по своему усмотрению. Лила почти всегда несчастна, неудовлетворена собой и жизнью. и она активно меняет жизнь. она бесстрашна, сильна и часто использует людей, но так, что иногда люди становятся от этого лучше. Элена же, напротив, обладает даром принимать жизнь такой, какая она есть, и менять себя, а не других. она чаще всего плывёт по течению, направляемая Лилой или другими людьми. но она умеет быть счастливой. и она тоже использует людей, но чаще всего убеждает себя, что использования не было. на самом деле, ее интересует только она сама и Лила, и больше ничего. Лилу же интересует весь мир и ее дети. она равнодушна к самой себе и даже не любит себя, ей трудно быть собой.
во время прочтения у меня было четкое ощущение, что все убийства, начиная с убийства Дона Акиле, совершила Лила. частичным подтверждением этому является подробное описание убийства, данное Лилой. она активно меняет мир, убирает плохое в надежде, что на смену ему прийдет хорошее. но все работает не так, как ей хотелось бы. она не может принять тот факт, что ей не под силу поменять людей. как бы она не направляла Элену, та все равно занята исключительно собой и своим соперничеством с Лилой. Лила не может изменить даже собственного сына. единственная ее надежда - ее дочь, которая должна была стать лучше их всех. видимо, это ноша оказалась непосильной для маленькой девочки. и она просто исчезла.
тут у меня два варианта: или действует мистическая составляющая, которая началась с того, что маленькая Лила взглядом заставляет упасть учительницу в школе. так же, управляя действительностью при помощи своего сознания, она расправляется с доном Акиле, Бруно, Джино, матерью Солара и самими братьями Солара. и действительность наказывает ее, лишив самого дорогого - Тины. она словно сама, своими руками, бросает девочку в темную пустоту, как когда-то бросила в подвал куклу Тину. девочка исчезает бесследно, потому что мир не может выдержать ещё одну Лилу.
и Лила понимает это. она уходит из дома, стирает себя из мира и только посылает Элене двух кукол, как символ того, что она когда-то была. чтобы Элина запомнила ее маленькой и невинной. но куклы слишком запачканы и стары. с них невозможно стереть следы прошедших лет и событий.
второй вариант: убийства совершил Паскуале по наущению Лилы. Солара похитили Тину (поэтому во время похищения Элена видела проходящих мимо Марчело и Элизу). а Лила отомстила им, застрелив их перед церковью. поэтому они странно себя вели, они увидели ее. странно только, что она должна была в это время быть в больнице на операции.
исследование Неаполя, которому посвятила себя Лила в последние годы, было на самом деле поиском Тины. она искала дочку, живую или мертвую, везде, где могла. во всяком случае, я бы так сделала.
неоднозначная книга. и мне кажется, очень личная.
3298