Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним29 января 2021 г.

    Сказ о том, как все сдохли

    Не пугайтесь, что в заглавии спойлер, нет. "Господа Головлевы" самая настоящая семейная сага, и охватывает она весьма большой временной промежуток, так что умереть все главные действующие герои точно успеют, если не от насильственных действий или болезней, то и просто от старости.

    В первую очередь стоит отметить, что данная книга, хоть и берет для рассмотрения одну конкретную семью, но очень тщательно и подробно, как и всякая хорошая литература, показывает именно определенный исторический отрезок и настроения в нем. В случае Головлевых это период отмены крепостного права - немного до, и много после.

    На правах исторической справки - окончательный "Манифест об отмене крепостного права" был подписан Александром Вторым в 1861 году, но реформа готовилась ещё за несколько лет до этой даты. Помещики при этом сохраняли всю свою собственность, но обязывались выделять крестьянам земельные наделы в пользование. Понятно, что в один день крепостные не перестали быть таковыми, однако эта реформа дала мощную юридическую основу для последующего избавления русской земли от этой позорной практики.

    В этом контексте мне очень понравился один момент - Салтыков-Щедрин прямо называет крепостных рабами. Каюсь, я такого откровения не встречала в русской литературе, может в силу малого с нею знакомства, а может просто так свезло. Но рассказ всё же не о крестьянах, а о барской семье, помещиках из села Головлёво, что в течении жизни присовокупили к себе немало окрестных и не только наделов, деревенек и имений. Семейная сага показывает нам сразу несколько поколений, так или иначе себя сгубивших, потерявшихся в жизни, причем с совершенно противоположными желаниями и стремлениями, разочаровавшихся на смертном одре во всем, что имели и делали. Изначально привыкшие жить на всем готовом, эти люди не приспособились к новой реальности, когда вокруг нет тех самых рабов, наполнявших дом звуками жизни, делающих всю тяжелую работу за баринов. Да, приезжали, платили оброки, пользовались барской землей, хлопотали по барскому дому да земле, но уже не на правах безмолвного крепостного, а на правах вольного люда со своими правами и обязанностями. Недаром на исходе романа Порфирий Владимирович так и заходился в мечтах, как бы "воровского" мужичка да поприжать, да застать за незаконно срубленной березкой на оглоблю телеге, да лишний рублик с него за оскорбления стребовать... Паразитический образ жизни, совершенная пустота собственной жизни, неумение самостоятельно даже чай налить - всё это приводит семью Головлевых к запустению, упадку и краху. Пустословно, пустодельно, пустоутробно, пусто, пусто...

    Но вся крепостная тема идет фоном, вокруг да около, сам же сюжет сосредотачивается на людских пороках, семейных отношениях между самими барчуками да барышнями. Дальше я хочу порассуждать о главных героях романа, а тут без спойлеров не обойтись, о чем и заранее предупреждаю читающих (такие вообще есть?))) как говорят в ютубе - напишите в комментарии и не забудьте поставить лайк!")).

    Дальше...

    Арина Петровна, первый главный персонаж романа, является главой семейства в момент нашего с ним знакомства. И вроде толковая баба, хозяйственная, "приумножающая" во благо семейства, но и в её жизни не без грехов. Изначально она выглядит довольно предсказуемой, предубежденной к непутевым детям, но окажись читатель на её месте, и не факт, что поступили бы иначе. Единственно, в чем я не разделяю её позиций - это поведение после смерти Павла Владимировича, когда она изменила отношение к Иудушке и словно бы забыла его поведение и поступки, ради кусочка вкусной солонины да ложки икорки... На закате жизни понимание пришло к ней, но не до конца. Цитируя: "словно она старалась что-то понять и не понимала". А для кого копила-то и преумножала?..

    Владимира Михайловича мы почти не видим в романе, и как члена семьи его почти не воспринимаем. Так, валяется где-то в постели слабовольный мужичок, давший жизнь детям и желающий лишь, чтобы его не беспокоили... Ох, как часто я думала это фразу, про беспокойство. Та же история с Анной, дочерью его, о которой мы узнаем мельком, мол, была, сбежала, родила, померла, сироток-близняшек оставила на горб Арины Владимировны.

    От Степана Владимировича у меня осталось впечатление просто спившегося и сошедшего с ума мужчины. Ничем не выдающийся, все прокутивший, пустые карманы, пустая голова, пустая жизнь. Конечно, уже тогда должно было ёкнуть насчет семейства, но я искренне посчитала, что мужик просто от ничегонеделания кукушкой двинулся. Кто имел опыт такого праздного времяпрепровождения, поймет. Ужасно, страшно, когда тебе нечем заняться. День-два еще терпимо, но когда это из недели в неделю, из месяца в месяц... Очень страшно.

    Павел Владимирович, имхо, персонаж безвольный и апатичный. Таких серых мышей вокруг нас и по сей день полно, живущих как бы на автомате, без жизненной энергии внутри, без огня и цели. Наверное, можно сказать, что мой личный страх - закончить жизнь вот так. Вроде и обеспеченный, вроде и состоялся, насколько мог, но совершенно не понимающий, куда стремиться. Жизненные силы в нем поддерживала лишь ненависть к собственному брату, Иудушке, только это не давало в последние минуты закрыть глаза, но именно это в конечном итоге и сгубило. Так он упивался (буквально) этой ненавистью, что в ней же и сгорел, наблюдая ненавистное лицо в последние минуты.

    Аннинька и Любинька - раз уж близняшки, скажу о них вместе, хотя в романе мы видим лишь одну из них, но полностью осведомлены о судьбе и второй. Здесь меня постигло горькое разочарование в выборе Анниньки. Я ждала и верила, что девушка возьмется за ум, поняв в Головлеве и Погорелке, кто она и чего стоит, однако, с кем поведешься... В плохую компанию попала сиротка, вот и сгубила ее жизнь. Однако, долго держалась. Евпраксеюшка же меня порадовала, хоть и тупенькая, но что-то природное, инстинктивное в ней открылось, хоть чутка отыгралась на своем обидчике.

    Ну и самый главный персонаж произведения - Порфирий Владимирович. Тот еще кровопиец... Эталон лицемерия и ханженства. Я слушала книгу в аудио, и с каждым произношением его имени слышала два слова - Иуда и тут же Душка... Особенно когда он начинал заискивать в лицо людям, и в частности маменьке. Всё вам, по всё по-семейному, по-родственному, но по закону, всё моё, и его совсем не волнует, что маменька чуть по миру не пошла вместе с сиротками, пирожком в гостях накормить еще можем, а вот насчет икорки ещё подумаем. Ещё и покачает головой, что в стародавние времена деревеньку какую-то дальней родственнице отдали, а дочке непутевой кусок выбросили из общего семейного имущества.

    Я не припомню в своем читательском опыте насколько лицемерного персонажа. Все они какие-то открытые были, более прозрачные. А этот Иудушка уже до первой смерти уже просчитал всё наперед, да так, что лишнего куска брату не выдал, уговорил маменьку оставить его погибать во флигеле. Да, Арина Петровна боялась другого - что выгонит на улицу, сгубит брата в открытую. А он фактически и сгубил, и обоих братьев, но иным способом, исподтишка да исподволь, и сам вроде рук не приложил, но признайтесь, вы тоже это чувствовали, - он же мечтал об этом!

    Разочаровала меня книга в двух вещах, и обе относятся к концовке. Первая - чуть-чуть незаконченная история. Автор всё пояснил, все щели распахнул, и понятно прекрасно, но хотелось бы еще хотя бы пару слов о дальнейших событиях. Ведь современный кинематограф нас научил - нет трупа, нет смерти. А тут одной могилы на погосте ещё не хватило. И вторая штука - открытая судьба Володеньки. В самых смелых мечтах я видела, как Порфирий Владимирович таки находит сына по билету, но... увы.

    З.Ы. Я тут глянула рисунки иллюстраторов и фото актеров, сыгравших в экранизации книги. Идеальное попадание! Именно такие они и представали в моем воображении.

    17
    191