Рецензия на книгу
Good Omens: The Nice and Accurate Prophecies of Agnes Nutter, Witch
Нил Гейман, Терри Пратчетт
Marina-Marianna27 января 2021 г.Не зашло.
Закончила читать с большим недоумением. Многого ожидала от книги, о которой столько разговоров, такой культовый сериал, всем нравится (сериал ещё не видела, возможно, он мне понравится больше? Хотя уже не уверена, что хочу смотреть). А впечатление - скучно. Скучно, скучно, скучно...
Ну, то есть как. Не может не вызывать уважения широчайшая эрудиция авторов и умение вплетать в свой текст огромное количество аллюзий, намёков, отсылок и т. п. Хотя, честно говоря, я не сразу обратила внимание на список примечаний в конце книги - кучу сносок в самом тексте читать очень забавно (я бы сказала, что текст сносок - вообще самое забавное, что есть в ряде фрагментов), но это не комментарии, проясняющие суть, а дополнительные шутки. А вот примечания в конце всего текста дают возможность не слишком эрудированным читателям понять, о чём шла речь. Я вот, например, фильм Omen не видела и даже о нём не слышала. Мне пришлось прочитать его сюжет в интернете, чтобы увидеть намёки на него.
Конечно, я понимаю, почему Кроули - такой популярный и любимый многими персонаж. Ну, то есть очевидно, что ещё одной причиной является тот факт, что в сериале его воплотил Дэвид Теннант, но и книжный герой, конечно же, очень интересен. Эдакий демон, но не демон, «ангел, не то чтобы Падший, а скорее Тихонечко Спустившийся» - это действительно смешно. Вот честное слово, не было бы в этой книге никакого конца света, а были бы только Кроули да Азирафаэль, их приключения в мире людей и переосмысление действительности, было бы намного лучше!
Но увы, авторы задумали апокалипсис и... И получилось скучно. Точнее, я бы сказала, получилось натягивание совы на глобус. Слишком уж всё это нереалистично выглядит - если вообще можно так выразиться о сюжете, в котором нет ничего реалистичного.
Но тем не менее. Вот взять, к примеру, того же "Мастера и Маргариту" - там тоже Нечистая сила попадает в реальный мир, творит там всякие вещи в меру своих возможностей и соображений, что даёт автору огромные возможности показать современную ему действительность и выразить к ней отношение, и всё это довольно динамично, местами смешно, а местами очень страшно. Но потом свита Воланда уходит куда-то в свой мир, а люди остаются сами с собой. Мы не знаем, какова полная сила Воланда, сможет ли он, к примеру, разрушить мир до основания. Опять же и люди показаны не способными справиться с демонами. Да, кто-то поддаётся очень легко, а кто-то - практически не поддаётся, Булгаков показывает, что в общем-то ответственность за поступки всё равно лежит на людях - Коровьев и Бегемот лишь искушают, показывают возможность, но решение принимают люди. Победить они не могут, но могут - не поддаться. Всё на своих местах: Нечистая со своей силой, люди - со своими слабостями.
А здесь какой-то компот. Небеса и Ад представляются грозными силами, бороться с которыми людям невозможно. Всадники Апокалипсиса также всесильны - чего они захотят, то и случится. Антихрист послан в мир - и всё происходит так, как должно происходить. Положена собака - значит, придёт собака. Причём именно туда придёт, куда положено - несмотря на дурацкую ошибку. То есть Кроули и Азирафаэль одиннадцать лет занимаются ерундой, а собака появилась там, где нужно, Всадники пришли туда, куда нужно и т. д. и т. п.
Перехотел вдруг Адам разрушать мир - и опаньки! - оказывается всесильных Всадников можно победить очень легко. Просто сделать понарошечный меч, понарошечную корону - и всё получится. Это же за Небесные и Адские воинства-то такие, которые так элементарно сдаются?! Как-то это всё несерьёзно.
И опять же, с этими воинствами. Вот мы видимо Кроули - очень симпатичного демона, который вообще практически не творит зло. Скорее посмеивается над людьми, дразнит их. Видим Азирафаэля, который вроде как ангел и должен защищать, оберегать, помогать и прочее - а сам тратит кучу времени на себя любимого. Вроде бы очевидна идея: не навешивай ярлыки, смотри на суть. Кто-то, кого мы считаем плохим, вполне может быть и ничего, а кто-то на вид очень хороший вполне может иметь недостатки. Но за их спинами - эти самые пресловутые воинства. Причём не сказать, что только Кроули и Азирафаэль имеют опыт общения с людьми - многие демоны посланы на Землю, чтобы творить зло, и так же ангелы. Но очеловечились, судя по всему, только эти двое. Остальные прямо хрестоматийные такие демоны-демоны с очень грозным и ужасным начальством - ну или ангелы-ангелы. Кстати, в представлении Кроули и Азирафаэля оба ведомства выглядят примерно одинаково и разницы между ними как-то особо не наблюдается. Тоже как-то бредово выходит. Двое такие молодцы, всё понимающие, эмпатичные, а остальные действуют по книжке, пардон, по Книге.
В общем, сама идея показать симпатичного демона и ангела с недостатками, которые живут среди людей и переосмысливают все эти ценности, была очень интересной. Но сюжет с апокалипсисом - нет, не зацепило. И слишком, слишком уж всё "модняво-кучеряво", как выражается Шелдон. А сверху ещё и перевод, пытающийся передать игру слов (я вот, например, так и не поняла, разные версии имён тех же всадников - это от авторов или уже переводчики постарались).
5148