Рецензия на книгу
Слушай песню ветра
Харуки Мураками
manic_jason24 января 2021 г.Не лучшая работа Мураками, но всё же
«Слушай песню ветра» - самый первый роман японского писателя Харуки Мураками из цикла «Трилогия Крысы». Произведение отличается отсутствием четкой сюжетной линии, он наполнен разнообразными беседами и размышлениями героев. Но здесь закладываются идеи следующих произведений серии.
Язык МуракамиВ книге «Как я стал писателем» он приоткрывает историю своего первого романа:
«Я решил написать начало своего романа на английском языке, а затем перевести его на японский.»Далее он объясняет
«То, что я искал, сначала написав на английском, а затем «переводя» на японский, было не чем иным, как созданием неприкрашенного «нейтрального» стиля, который позволил бы мне более свободно двигаться. Меня не интересовало создание упрощенной формы японского языка. Я хотел использовать наиболее далекий от литературного языка японский, чтобы писать своим естественным голосом. Это потребовало серьезных усилий.»Вступительный абзац – предположительно написан на английском языке, подводит итог борьбы за поиск оригинального голоса неназванного рассказчика, заменяющего Мураками. Это уже зачатки его фирменного стиля. Возможно, кому-то повествование Мураками покажется слишком несерьезным, если брать в аспект целое произведение, но мы все учимся, а Мураками - автор, которому, определенно, стоит дать второй шанс.
Затем он продолжает рассказывать о своих годах борьбы в попытке написать свой небольшой рассказ:
«Такой вещи, как идеальный текст, не существует. Как не существует идеального отчаяния. Это сказал мне один писатель, с которым я случайно познакомился в студенчестве. Что это означает на самом деле, я понял значительно позже - а тогда это было неплохим утешением. Идеальных текстов не бывает - и все...».Сопоставление текста и отчаяния красной линией проходит через все творчество Мураками и задает тон работе.
Слушай песню ветра
История охватывает 18 дней лета 1970 года, когда рассказчик проводит время в родном городе во время перерыва в изучении биологии. Ему было 21, и он описывает бесцельно проведенное время, различные встречи.
Есть предположение, что рассказчик пытается найти себя любыми способами, хотя это делается достаточно неочевидными методами. Его образ из 1970 года отражает некоторые аспекты жизни, предлагая к знакомству множество деталей. В какой-то момент он превратил свою жизнь в вечный подсчет количества ступенек, выкуренных сигарет, размер пениса. Он серьезно верил, что, преобразовав таким образом свою жизнь, он сможет найти подход к людям, доказывая возможность собственного существования. Конечно, никому не была интересна эта информация, и он потерял смысл жизни, стал совершенно одиноким.
Его друг Крыса, бросивший школу, намного очевидно борется с отсутствием цели. Крыса тоже находит выход в литературе. Сначала он был практически незнаком с книгами, но он придумывает роман. Спустя почти десять лет мы узнаем, что Крыса все еще пишет романы.
Летние дни, о которых вспоминает рассказчик, проходят без происшествий. Он встречает девушку, пьет пиво в баре, беседуя на философско-спекулятивные темы о неопределенных проблемах. В типичной манере Мураками, в истории нет однозначного ответа. Девушка исчезает из жизни, а история на этом заканчивается. Все проходит. Никто из нас не может хоть за что-то удержаться. Мы живем своей жизнью. И несмотря на то, что это конец истории рассказчика, это не конец его жизни.
«Слушай песню ветра» - первая попытка Мураками запечатлеть глубокую банальность и неизвестное в известном.
151,1K