Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полубрат

Ларс Сааби Кристенсен

  • Аватар пользователя
    Аноним16 августа 2012 г.

    Это тяжелая, глубокая, очень длинная семейная сага о нескольких поколениях одной норвежской семьи. Первые шестьсот страниц читаются на раз-два, потому что довольно неплохой слог и подкупает необычная манера автора писать (вся книга написана как бы «в строчку»; диалоги «в строчку» сначала кажутся непривычными и даже несколько утомляют, потом привыкаешь, и даже кажется, что именно В ЭТОЙ книге иначе и нельзя, этот текст «в строчку» создает какую-то «кинематографичность» текста, оживляет). Мрачно, щедро и грандиозно автор на первых шестистах страницах разворачивает перед читателем эпохальную картину жизни семьи сводных братьев Фреда и Барнума, накручивая и накручивая тайну за тайной, намекая, что вот еще один скелет в шкафу на подходе, создавая затягивание в книгу, полное погружение в события книги. Тайн много, и повествование таково, что, кажется, вот еще страничка – и клубок начнет разматываться, все встанет по местам, все раскроется. Но… увы. Последние сто страниц – это практически отсутствие действия, какая-то болезненная тишина в эфире книги, накал страстей полностью спадает, знаковые события прекращаются, герой держит паузу, держит долго, болезненно. И чем меньше остается страниц до конца, тем меньше надежды, что все будет объяснено, на все вопросы будет получен ответ…

    Честно говоря, первые шестьсот-семьсот страниц (а всего около восьмисот) я прочитала почти на одном дыхании, прерываясь на еду и сон только, потому что книга держит цепко; это не то чтобы какой-то крутой экшн, но книга очень сильно психологически привязывает, мозг просто отказывается воспринимать какие-либо другие эмоциональные раздражители извне. Нечего и думать пытаться прервать эту книгу на прочтение другой, скорее всего не получится. Книга отпустит только после самой последней буковки, а меня «совсем» отпустит только когда я еще и напишу об этой книге, в противном случае после таких книг я на несколько дней эмоционально выпадаю из жизни, не могу ничего другого читать, смотреть, ни о чем думать. Так что для меня это очень сильная книга, и в финале она одержала надо мной победу, потому что ни одной своей тайны она мне не выдала, вопросов оставила больше, чем я даже могла себе представить. И вот где мне теперь узнать, чей сын Томас? Или были ли отношения у Фреда с Вивиан? Или что за роковое совпадение в жизни Веры, что и у мужчины с чердака, и у отца Барнума не было одного пальца на руке? А самое главное, почему Фред сказал после боксерского поединка, что это была победа, а не поражение?

    Очень светлое пятно в этой длинной книге – три друга, «три мушкетера». Мне их троица напомнила атмосферу фильма «Голова в облаках». Педер понравился необыкновенно. Барнума было очень жаль, всю книгу. Он был как Малыш из «Карлсона»: у мамы был Арнольд Нильсен, у Пра – застывший во льдах жених, у Болетты – Телеграф и Северный полюс, у Фреда – его злость, а у кнопки, малыша, карлика, коротышки Барнума не было никого, только его одиночество, его отчаянная жажда, чтобы его любил старший брат. Что автор «подарил» Барнуму друга – я расцеловать Кристенсена готова. Но даже после Педера одиночество так и брело где-то рядом с Барнумом. А, может, Фред заразил его своим?

    Чего мне очень не хватило в книге – это взгляда Фреда на все происходящее. Мне невозможно, до злых слез не хватило в этой книге части, где «заговорил» бы Фред. Возможно, его «монолог» бы сбил бы весь шик с книги, но мне ЛИЧНО очень нужно было «услышать» Фреда. Очень! Очень!!!

    Книга – квинтэссенция сломанных судеб. Каждый герой – эмоциональный полуинвалид. Столько горя на страницах, но у героев нет слез, они несут свои разбитые жизни, не жалуясь, закусив губу, несут обреченно и до конца. Или норвежцы люди такие суровые, что суровее некуда? Менталитет такой?

    Чтобы понять эту книгу, надо её перечитать, но я вряд ли решусь на этот подвиг. Для этого мне суровости не хватит.

    19
    52