Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
akina4an20 января 2021 г.В шаге от пропасти, в мгновении от краха
Итак, Париж, 1939 год. Равик, главный персонаж, уже немолодой мужчина, талантливейший хирург, много лет назад бежавший из Германии. Не имеющий никаких документов, узаконивающих его нахождение на территории Франции, иными словами нелегал, он не имеет права заниматься врачебной деятельностью, что не мешает именитым французским "светилам" тайно привлекать его к операциям за смехотворные деньги.
Равик будто и не живет вовсе, а существует (каморка в отеле, партия в шахматы с русским эмигрантом Борисом Морозовым да выпивка, много выпивки - единственные константы его жизни), потому что так проще, это единственный известный ему способ выживания. После всех тягот и переживаний, пыток, смертей и потерь душа его окаменела.
На страницах романа Равика ждут две роковые встречи, после которых он уже не сможет быть прежним: с Жоан - женщиной, что принесет в его жизнь счастье, неотделимое от горечи, и с Хааке - гордым арийцем и жестоким гестаповцем, когда-то оставившем на лице Равика шрам.
Полотно романа выглядит витражом, сложенным из крошечный стеклышек разнообразной формы, ведь встречаются нам самые разные персонажи, каждый из которых (шофер, медсестра, портье, медсестра, швейцар, врач, проститутка, чиновник) обладает индивидуальным и подчас крайне чудным взглядом на ситуацию как в его собственной жизни, так и стране в целом. Призрак войны гротескно сочетается в тексте с истинно мещанскими тревогами обывателей. Застигнутые между двумя страшными войнами, эти люди пытаются жить как прежде: работать, радоваться выгодным приобретениям, строить планы на будущее, любить, пить и кутить. Красивая женщина, пожираемая чудовищем, засевшим в ее организме. Европа, вокруг которой смыкается капкан неизбежной войны.
И над всем этим, как нечто единственно неизменное в этом зыбком, быстротечным, переменчивом мире, возвышается она - Триумфальная арка.
Среди людей, считающих себя (акцентирую внимание на данном обороте речи) начитанными интеллектуалами, бытует мнение, что Ремарк, прости Господи, "ванильный" автор чуть ли не для подростков. Буквально за да день до написания данной рецензии услышала, что Ремарк - автор, не только пишущий о прописных истинах, но и делающий это на самом примитивном и поверхностном уровне.
Так вот каждому, кто так считает, просто необходимо познакомиться с "Триумфальной аркой". Она может понравиться, она может не понравиться, но считать после неё Ремарка бесталанным уже не представится возможным.
Сильнейшая работа.
P. S. Крайне советую для знакомства с произведением присмотреться к переводу И.М. Шрайбера и Б.Г. Кремнева.
5407