Рецензия на книгу
Эликсир дьявола
Э. Т. А. Гофман
Аноним18 января 2021 г.«В чёрном-чёрном лесу есть чёрный-чёрный дом…»
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) немецкий писатель-романтик, сказочник, чьё творчество знакомо многим с детства. Кто не читал «Щелкунчика» или «Песочного человека»?
Гофман оказал некоторое влияние на Николая Васильевича Гоголя – в «Вечерах на хуторе…», да и в Петербургских повестях, пожалуй, присутствуют гофмановские нотки.
Роман «Эликсиры Сатаны» был написан 206 лет назад и по-прежнему читается многими с удовольствием.
Гофман относится к тем авторам, которые с первой же страницы крепко берут вас за руку и уверенно утаскивают в свой мир. Выбор у вас небольшой – отдёрнуть руку и не идти туда, куда вас тащат, либо подчиниться и тогда уже принимать открывшуюся вам Вселенную со всеми её правилами.
Есть изречение, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если вы не верите в Христа, то не стоит вам заходить в храм, т.к. в нём вам придётся вести себя, сообразуясь с существующими там правилами. Возможно, вам эти правила жутко не понравятся, ну, так, выйдите оттуда и никогда больше не заходите! Пока ещё (к счастью) посещение подобных заведений необязательно.
Вот и очутившись в мире Гофмана, не стоит обличать его в нелогичности и неправдоподобии. Не надо кричать: «Так не бывает!» Это всё равно, что, читая сказку о лягушке-царевне, вы начали бы обличать автора во лжи на основании того, что по законам биологии девушка никак не может превратиться в лягушку. Смешны оказались бы вы, а не автор сказки, т.к. автор её ставил перед собой совсем иные цели, а вовсе не соответствие событий объективной действительности.
В роман Гофмана надо погружаться, как в сказку.
Но опять же, есть высказывание, что «сказка», мол, «ложь, да в ней намёк». И это на самом деле так. В сказке почти всегда найдёшь больше правды, чем в некоторых современных школьных учебниках. Сами фантастические подробности помогают сказке выразить всю глубину правды.
«Эликсиры Сатаны» - это история о жизни одного монаха. Но не такого монаха, которого можно встретить на страницах Рабле или Вийона, не такого, о которых писал Белинский Гоголю, а монаха, живущего в очень странном мире и попадающего в очень странные и страшные истории. Правда, у автора под рукой оказывается вполне материалистическое объяснение этим невыразимым странностям, но даже узнав о нём, мы всё равно не можем выйти из атмосферы колдовства и мистики. Что-то чарующее, очевидно, есть в самом авторе.
Не раскрывая сюжетной линии, я попытался сказать всё, что мог:)41,2K