Рецензия на книгу
Todesmärchen
Andreas Gruber
Booksniffer17 января 2021 г.Грубер, без сомнений, хорош, и на тусклом фоне «современного детектива», подвинутого на серийниках, он выразителен, читабелен и запоминающийся, не в малой степени благодаря проработке своих главных персонажей. Только вот, увы, это ещё не все требования к хорошему детективному триллеру. Хотелось бы ещё расследования, хотя бы. И тут «Сказка» серьёзно провисла. Расследования как такового нет, читателю приходится просто метаться с одного места преступления на другое – первый признак плохого детективного романа и причина, по которой все так возлюбили серийников: фарш и кровь часто выдаются за сюжет. То расследование, которое всё-таки наличествует, почти точно скопировано из первого романа серии.
Второй недостаток, по мне, ещё хуже: идеализация убийцы, концентрация романа вокруг его образа, что в любом случае приводит к выработке у читателя особого отношения к этому персонажу. Я редко отзываюсь о книгах как о «вредных», но в данном случае это мнение проявилось очень выразительно. Пропасть между бедным мальчиком, ах, лишённым отцовского внимания и переживающим развод родителей, и не просто убийцей, а некоей killing machine, в которой не осталось ничего человеческого, слишком велика и для меня непреодолима. А мальчик-то какой умненький, всех сделает, вы и не успеете глазом моргнуть. И вот по всему роману проходят два Пита ван Луна: один, о котором говорят персонажи, и другой, который видит в жизни одни извращения и раздувает их в полном убеждении, что это психологически-креативные способы общения с миром. Я вижу в этом противоречии усердие автора, старающегося привлечь внимание читателя нуарными изысками. Фу.
Кстати, как я уже понял, «нормальных» убийств от Грубера ждать нечего: будет издевательство, театралка, невообразимые ухищрения, на которые вряд ли пойдут даже не среднестатистические серийники, и сплошной человекоповал. Это попахивает тем, что сюжеты произведений превратились в фиксацию.
Это на тему психологического «фантазёрства». Присутствует ещё и фантазёрство физическое. Высосанный из пальца гений, накачавшись таблетками, без отдыха и сна совершает цепочку убийств, быстро находя своих жертв на удобных локациях. Особенно было интересно про Пеетерса, который, по-видимому, во всех соцсетях разместил подробнейшую информацию, где и когда его искать, с геолокацией и фотографиями. Чтобы бедный Пит не сбился с темпа. Ну и, разумеется, у убийцы денег завались, так что он даже может нанимать других, чтобы осуществить супер-отвлекающий манёвр. К этому моменту «гений» стал просто утомительным движком, чтобы напряжение не ослабевало, опять же механическим.
К недостаткам романа нужно отнести ещё и Ханну, полкниги демонстрировавшую нам наивную и неэффективную психологию, а в 30-й главе внезапно обнаружившей, что она имеет дело с сумасшедшим: до этого она, похоже, считала Пита расшалившимся мальчиком, которого она по-женски поставит на место.
Первые две книги серии не оставляли столь противного впечатления, а тут прямо с удовольствием отложил книгу: уроды подаются гениями, государство играет в какие-то реабилитационные программы, которые приводят к новым смертям, граф Эрих фон Кесслер – негодяй, каких мало, только из-за того, что у него дочку убили, беднягу Пита начал мучить. А мне кажется, Андреас заигрался в повышение напряжения и пошёл работать в серую сферу, где не надо было бы ловить рыбку в мутных моральных водах. Да и впечатление оставил соответствующее: я теперь уверен, что в следующем романе подадут всё тот же мелко нарубленный и элементарно приготовленный гуляш, а салата совсем не будет.
23296