Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2021 г.

    Не впечатлила меня сия история. Совсем.
    Начиная с героев, сочувствовать которым совершенно не хотелось... Вернее, не так: начиная с героЯ - Виктора Франкенштейна, сочувствовать которому совершенно не хотелось, как ни старалась автор это сочувствие вызвать. Все эти причитания с битьем ушами по щекам по поводу того, какой он несчастный, какой злой рок его преследует, только раздражали, потому что во всех своих бедах виноват он сам и его тщеславие. Ведь если уж ты взялся за промысел богов и решил, что тебе по плечу ремесло Создателя, так будь последователен в своих действиях до конца. Создал живое существо - будь добр, заботься о нем. А тут вообще все странно: ну сразу же видел, что делает урода, так нет, довел дело до конца, а когда тот ожил, создатель понял (вдруг, вот сюрприз-то), что не может смотреть на свое творение без ужаса и содрогания, и свалил куда подальше, бросив это самое творение на произвол судьбы. Хорош Прометей.
    С новым существом автор тоже намудрила изрядно: буквально за несколько месяцев научиться говорить и читать, все-лишь наблюдая в щелочку за людьми - это ж какой гениальный ум надо иметь?? А через пару лет от момента создания изъясняться таким высоким слогом, какой можно услышать только в светских салонах. Оооочень впечатляет прогресс непонятно каким образом созданного существа (потому что процесс создания покрыт плотной завесой тайны - известно только, что на создателя снизошло озарение). И дальше снова нескладности: если уж автор наделила монстра таким незаурядным умом, почему все его дальнейшие действия в направлении обретения добрых друзей, которые не станут шарахаться от него, как от прокаженного, вызывают такой негатив? Любому человеку, если только он не страдает какими-либо расстройствами, необходимо общение. Почему же созданию Франкенштейна в этом должно быть отказано?
    Какое чувство собственного достоинства автор вкладывает в слова Виктора, когда тот рассказывает о том, как отказал своему созданию в подруге! Как высокопарно звучат его размышления о том, какой вред два монстра могут нанести человечеству! Думать надо было, когда вообще брался за такое дело. Или сразу уничтожить результат своего опыта.
    И все последующие несчастья Франкенштейна сочувствия не вызывают абсолютно. Жаль только тех, кто безвинно пострадал из-за его безответственности.
    Ну и манера написания тоже оставила вопросы. Все эти часто используемые эпитеты - ужасный, отвратительный, мерзкий, - призванные нагнетать жуткий ужас, не особо работают без детальных подробностей. И все выпады в адрес несчастного монстра, который изначально был, как те люди-дикари из всем известной песенки "на лицо ужасный, добрый внутри", но озлобился и ожесточился из-за отношения к себе окружающих и, в первую очередь, своего создателя, очень странные и нелогичные. Легко предаваться самобичеванию, пытаясь вызвать сочувствие у слушателей, делая вид, что ты - пушистый зайка в белых варежках, и заклеймить свое творение, от которого открестился без зазрения совести. Гораздо труднее заботиться о том, кого ты привел в этот мир, потому что не можешь смотреть на него без отвращения.

    27
    770