Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    elve_alyona11 января 2021 г.

    Да уж, на свет мы являемся отнюдь не с улыбкой

    Роман Ремарка “Триумфальная арка” захватил меня полностью своим слогом, угнетающей предвоенной атмосферой и персонажами, в одном из которых я даже нашла себя.

    Персонажи:

    • Равич врач, ему осточертело видеть, как люди умирают на операционном столе. Он не любит быть среди людей, но постоянно останавливает новую знакомую, будто хочет спрятаться в её обществе. Он добрый, но мыслит стереотипами - при встрече с Жоан он продумывал про себя её историю, историю типичного бездомного, но всё оказалось не так просто.

    Равич был в тюрьме, проходил пытки, видел множество смертей. Время гестапо и нацизма, которое не оставляет без травм никого.
    Ремарк вводит персонажа по фамилии Хааке - человек, работающий на тайную полицию, мучающий Равича в гестапо. Сцены с пытками становятся мучительными и для читателя. Ты понимаешь, почему Равич хочет мстить (на его глазах беспричинно погибли его знакомые, его любимая), но и вместе с героем не понимаешь - а что будет после мести?
    Равич не любит рассказывать и думать о себе - видимо, его секреты скрыта от самого же себя.
    У главного героя есть некая теория: век консервов - всё готовое. Свежая информация, информация о людях, многочисленные кабаки, в которых любой ваш каприз будет выполнен.
    Некоторое время Жоан имела власть над Равичем. Он любит Жоан за её лёгкость, но и ненавидит за это же, потому что сам так не может. Жоан вернула Равичу жизнь, он сам говорит об этом, ещё в середине произведения и в конце. Эти люди, не побоюсь выразиться, тонут друг в друге, они постоянно друг друга ищут, хоть Равич и пытается отдаляться. Он прекрасно знает, что их любовь в конце концов закончится.
    После исполненной мести - убийства Хааке, - Равич чувствует свободу, лёгкость, ему всё равно на судьбу, что с ним будет, спокойствие им одо
    • Морозов Борис - русский, работает ночным портье в “Шехерезаде”. Очень добрый, справедливый и понимающий человек. Всегда поддержит своего друга Равича. Считает, что жить нужно людьми, только так каждый найдёт друг в друге то, что нужно: поддержку, опору, сочувствие, любовь и дружбу. Считает, что мы живём в веке фальшивок.
    • Жоан Маду - итальянская актриса вторых ролей. Ревнива, вспыльчива, боится смерти и разлуки. Считает, что любить одного могут только избранные и самые счастливые люди, она к ним не относится. Она старается брать от жизни всё, в том числе и мужчин, которых очаровывает (сама утверждает, что некоторых даже не старается охомутать). Говорит Равичу, что любит его - призналась первой, будто уже привыкла это делать, делает это легко и непринуждённо, не задумывается о сказанном. В Равиче видит счастье, не может отпустить его, даже после нескольких расставаний. Жоан легко говорит о своих чувствах. Любит врать, и всегда будет врать, но Равичу только (!) иногда. Считает, что без любви мы никто. Для неё время умирает, а жизнь идёт.
    дёт.

  • Жоан винит во всех своих бедах Равича, будто играет с ним. Они говорят друг с другом, но для себя - в пустоту. Жоан до всего есть дело, она постоянно желает знать - что, почему, с кем и как.

    Итоги по персонажам:
    Для меня Жоан слишком сложный персонаж, её игры с Равичем, мужчинами в целом, мне непонятны - я, скорее, Равич в данной ситуации, и никогда бы не стала распылять свои чувства на нескольких мужчин сразу. Дружба Морозова и Равича вызывает тёплые чувства - наверное, это единственное, что побуждает улыбаться на протяжении всего романа.
    Мне было интереснее наблюдать за совершением мести Равича над Хааке, чем за историей любви. Было страшно, жутко и беспокойно: получится ли у Равича исполнить то, что он задумал, поймают ли его, что будет потом?
    В романе немало интересных персонажей: Дюран - врач, владеющий клиникой, в которой работает Равич, использует его золотые руки. Вебер, тоже работает в клинике, но с уважением относится к Равичу.
    Роланда - распорядительница публичного дома, позже покинувшая Париж, чтобы выйти замуж и открыть своё кафе. Жанно - подросток, которому ампутировали ногу, но он не сдался и заработал на страховке. Колоритные персонажи, прямо как в жизни.

    Мысли из произведения:

    - Не умея забывать - не про

    • Думать, обходя острые углы - болезнь общества
    • Жить - это значит жить другими
    • Мы всегда одни, даже среди людей
    • Совершенству - место в музее
    • Власть - самая заразная болезнь в мире
    • Мертвецов похорони, а сам зубами вгрызайся в жизнь
    • Любовь очертит ореолом и кусок дерьма
    • Вся наша жизнь проходит в помещении
    • Чем ниже падаешь, тем больше счастья подберёшь
    • Мораль - выдумка для слабаков
    • Вся жизнь в бумажке (паспорт, удостоверения)
    • Время относительно
    • Человек - это противоречие. Он выдумал любовь и милосердие, но убивает
    • Победа порождает беспечность
    • Любовь не рассуждает, особенно о ценностях
    • Ничто никогда не возвращается и не восстанавливается
    • Ощущать - достаточно
    • Если человек оскорбляет - его можно купить
    жно купить

    Сюжетные моменты:

    - Обстановка в стране напряжённая - споры из-за политических взглядов, вечные проблемы эмигр

    • Запрет на аборт - проблема многих женщин, из-за чего они рискуют незаконными способами избавиться от ребёнка;
    • Ситуация: Равич оперировал Кэте, у которой во время операции обнаружился рак. Равич промолчал об этом, но позже Кэте узнаёт сама. Она без упрёка говорит Равичу, что выдержала бы эту новость.
    • Во время прогулки по Лувру Равич замечает Нику Самокрафийскую (…), у которой не было своей отчизны, и она ей не нужна. Как и Равичу.
    • Надвигающаяся война сравнивается с Ноевым Ковчегом, намекая на всемирный потоп и миллионы жертв.
    • Болезни здесь часто сравниваются с какой-то стихией или дикими животными, как бы намекая на их безжалостность и необратимость: когда Кэте одолевал рак Ремарк писал “пожирает изнутри”, когда Жоан была при смерти после пулевого ранения - “Последние несколько часов изгрызли её, словно волчья стая”.
    • В сцене окончательного расставания - а их разлучила только смерть, - герои признаются друг другу в обоюдной зависимости: оба не могли жить друг без друга и видели везде образ своей любви. Они говорят на разных языках, на родных для себя: Жоан на итальянском, Равич - на немецком, но прекрасно понимают друг друга.

      Почему же “Триумфальная арка”?

      Само сооружение построено в Париже в честь побед в сражениях Наполеона в войне 1812 года. Арка показывает, как Франция была велика, как она торжествовала над остальными. Сейчас же каменные стены арки подпирают небо, скрываются в ночной тьме, открывая врата в некий ад - войну, расставания, болезни, смерть, месть и предательства. Триумфальная арка собирает в себе всё это, представляется нам жуткой дверью в неизвестный ужас. Так же она может открыть нам мир в другую, новую жизнь - то, чего так хотела Жоан и то, что получает Равич, полюбив Жоан.

    p>
Содержит спойлеры
6
477