Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

One Word Kill

Mark Lawrence

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2021 г.

    Вселенная, которая вытянула сама себя из пустоты за собственные шнурки. Ничего необычного

    Главный герой — Ник Хэйс — умирает от рака, играет с четырьмя друзьями в ролевую настольную игру «Подземелья и драконы», переживает первую влюблённость, читает книги по квантовой механике и очень-очень не хочет умирать. И это только первая книга трилогии! Она выглядит завершённо, хотя в конце, конечно, осталось много вопросов. Например, я люблю книги про путешествия во времени, но чем больше их читаю, тем меньше понимаю объяснения авторов, как это возможно. Вот и здесь я весьма слабо уловила концепт: читала, скорее принимая на веру, чем по-настоящему понимая. Поэтому мне остаётся только надеяться, что в следующих книгах будет понятнее. Впрочем, это же книга для подростков, а не твёрдая научная фантастика! И поэтому от читателя требуется вера, а не понимание. Посмотрим. В любом случае, самая важная вещь в книге — это игра «Подземелья и драконы» (Dungeons & Dragons, D&D, DnD). Эта настольная ролевая игра в стиле фэнтези придумана в 1970-х, и на неё оказали влияние в том числе романы Толкина, Говарда, Берроуза, Муркока, Желязны, Андерсона, Меррита и пр. Это легенда в мире игр! Это божество среди игр! Это прошлое нашего будущего! Уверена, не меньше число авторов, на которых она оказала влияние, — таких, как Марк Лоуренс.

    Серьёзно. Настольные игры — это вам не шуточки. И Лоуренс это отлично понимает. С полным знанием дела он описывает субкультуру настолок, ролевых игр и полного погружения в воображаемый мир. Лоуренс не только переносит механику игры D&D на сюжет романа, но и воспроизводит в сюжете самые знаменитые легенды, заклинания и сценарии из игры, находя для них научное объяснение. Например, в мире настолок существует миф о Чёрных Мастерских Дайсах, всплывающий всякий раз, когда дайсы (игральные кости) начинают вести себя странно. В книге Ник смог предсказать десяток выпадающих значений, так что сперва его друзья распилили дайсы и только потом поверили, что Ник не мухлевал с дайсами, а узнал эти числа иначе. Не стану портить сюрприз и рассказывать, какое логичное объяснение этому нашлось. Или, например, по сюжету Ник должен был записать сознание другого человека, чтобы сохранить его память, и для этого использовал специальный прибор — со вполне рабочим техническим объяснением. Однако по сути это — одно из заклинаний D&D, которое можно использовать как во благо, так и во зло. Или, например, появление Димуса, которое автор оправдал с помощью квантовой механики, можно объяснить с помощью игромеханики D&D, где для этого есть как минимум два подходящих заклинания (я бы поставила на Simulacrum, а вы?).

    Есть и прямой перенос. Играя в D&D, герои попадают в Башню иллюзий, где игровой персонаж Ника поставлен перед очень неприятным выбором: применить заклинание, способное убить одним словом, или не применять, но тогда всё равно кто-то умрёт. А в кульминации книги подростки пробираются в здание, где на одной из стен крупными буквами написано «Башня иллюзий» и где уже сам Ник оказывается перед невозможным выбором: как бы он ни поступил, кто-то должен умереть.
    Действуешь ты или бездействуешь, всё равно кто-то должен умереть — вот что значит название книги. И раз смерти не избежать, только от твоего выбора зависит, останешься ли ты при этом человеком. Каким бы забавным ни было на первый взгляд совмещение игры и книги в фантастической реальности, этот роман по своему смыслу и посылу — тяжёлый и страшный. Книга о выборе и потерях, о том, как страшно умирать, когда тебе всего 15 лет, и как мучительно осознавать, что из-за тебя друзья оказались в смертельной опасности, книга о невозможном будущем и пугающе ярком настоящем.
    Будь я подростком, я бы заценила и весёленький сюжет, и его «играбельность», и героев-гиков, и романтику мира настольных ролевых игр, и эмоции, и приключения… Но я уже не подросток, поэтому кроме увлекательного сеттинга вижу ещё и чувства, которые автор вложил в этот текст, — точнее мечту о том, чтобы ребёнок жил. Может быть, эта мечта никак не связана с тем, что дочь самого Лоуренса серьёзно больна, но это, во всяком случае, позволяет предположить, насколько сильные чувства автор вложил в эту мечту.

    В романе есть и недостатки. Концовка меня совершенно не впечатлила — или я её пока не могу понять. Ник пережил ТАКОЕ — но не показывает никакой реакции. Можно списать на шок, но намного сильнее впечатление, что автор просто торопился закруглить первую книгу цикла. Даже нет намёка на разрешение временных парадоксов: должен же был быть первый раз, когда Димус решил отправиться в прошлое, а персонажи ведут себя так, будто первого раза никогда не было, и я не в силах этого понять. И зачем кому-то стирать память? Этому нет логического обоснования. Есть обоснование эмоциональное, но из-за концовки оно получается смазанным и неубедительным. Не знаю, не знаю…

    Но в целом книга настолько хороша, что я, может быть, прочитаю другие книги Лоуренса и совершенно точно буду ждать перевода оставшихся двух книг цикла. Тем более что, немного приобщившись к вселенной D&D, я уже могу предположить, о чём они будут.
    Вангую, что в жизни Ника будут чувства к Миа, будет изобретение машины времени, будут бесконечные сожаления о друзьях. С учётом названия второй книги, могу предвидеть, что в ней Нику придётся использовать заклинание D&D под названием «Limited Wish», главная особенность которого в том, что за слишком жадные желания приходится расплачиваться их слишком буквальным исполнением. Значит, снова смертельная опасность, снова мучительный выбор ждут Ника. Возможно, будет история о том, как Миа пострадает. Возможно, будет история, как Ник изменит уже изменённое прошлое, — но (наверное) нет в мире писателя достаточно безумного, чтобы писать об одном и том же с небольшими вариациями. Что ж, поживём — увидим, но я уже в предвкушении. А вы?

    P.S. Один эпизод в книге остро напомнил мне сцену из «Двойника» Достоевского. Встретить самого себя — что может быть увлекательнее? Весь вопрос в том, насколько хорошо ты понимаешь себя, насколько доверяешь себе, насколько готов следовать тому пути, который приведёт к вашей встрече... Как же я обожаю эту тему! Возможно, даже больше, чем тему путешествий во времени. Если вы тоже, вам точно сюда.

    34
    609