Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эликсир дьявола

Э. Т. А. Гофман

  • Аватар пользователя
    Аноним10 января 2021 г.

    Как правило, если я забываю сюжет книги (а с 95% книг так и происходит), всегда остаётся воспоминание об эмоциональном восприятии её атмосферы. Несколько лет назад меня буквально пёрло от мрачноты и запутанности сюжета, а ещё от темы соблазнения дьяволом, которая у разных авторов приобретает совершенно разные грани, цвета и оттенки, ведь все фломастеры на вкус разные — за отсутствием промышленного производства в те стародавние времена одинаковых фломастеров было не сыскать, вот и тащили в рот что попало с разным психоделическим эффектом на выходе. Кому-то один чорт виделся, кому-то другой, кому-то вообще зелёный на дне стакана. Вот у Гофмана чорт не имеет цвета и формы, зато у его чорта имеется оставленный на земле атрибут – бутылочки с эликсирами. Вспомним приносящую несчастья сатанинскую бутылку Стивенсона, избавиться от которой можно было только продав её по меньшей цене, чем за которую её купил: здесь «грех» присутствует уже в самом моменте купли-продажи (кстати, как насчёт ада для тех, кто сознательно сбагрил адские муки другому?), человек покупал бутылку ради корысти (уж не помню, какие там у неё были суперспособности, наверное, вино не кончалось) и за это ему предполагалось наказание (ад после смерти и какие-то неприятности при жизни). Здесь же по факту никакой выгоды персонажам выпитые эликсиры не приносят, то есть, пьют их либо из любопытства, либо тупо из пристрастия к выпивке. Однако это традиционный зачин с запретом: есть запрет, и он нарушается. А дальше просто следует развитие событий с запутанными родственными связями и двойниками. В отношении атрибутов дьявола интересно лишь то, что они вновь и вновь попадаются на дороге разным персонажам, дабы их соблазнить, кажется, будто у дьявола было не несколько бутылочек, а целый завод по производству и розливу коньяка. Конечно, здесь метафорически обыгрывается обилие соблазнов, поддаваться которым церковь строго воспрещала.

    К слову о церкви, главный герой — монах, для которого нарушение церковного запрета должно быть ещё более преступным, нежели чем для простого смертного. Приняв эликсиры за чистую условность, не причину дальнейших перипетий, а лишь отметку, что вот с этого конкретного момента что-то с персонажем пошло не так, можно увидеть психологические причины этого сбоя: уязвлённое девушкой самолюбие гг, наставления старших, свойственное подросткам желание противоречить и поступать наперекор – всё это постепенно подогревало чувство тщеславия: если у человека неудачи в одном и успехи в другом, понятное дело, что он будет стараться прикрыть слабую сторону более сильной, вот Медард и радовался и гордился чтением проповедей, а церковь, как известно, диктует обращать все помыслы к богу, а не к себе. В такую обстановку лучше всего вписываются серые и нерефлексирующие, Медард же явно был одарён ораторским талантом – и когда его прессовали с одной стороны, ему было что противопоставить.
    После выхода из церкви, по дороге в Рим к папе, он пускается во все тяжкие, убивает сначала случайно, а потом намеренно нескольких человек (после выяснится, что не убил, но это чистое везение, а по сути те же его действия могли привести к убийствам), соблазняет двух женщин, причём одна из них изначально была ему не нужна, то есть, он заведомо ей лгал. Почему соблазняет? Да потому что в отрочестве над ним насмеялся предмет его обожания – надо же как-то отыграться уязвлённому юнцу. Но больше всего меня удивляет то, что за все эти убийства, в которых он покаялся, ему назначили наказание сравнительно лёгкое и быстрое. А ведь сейчас бы человеку за такое пришлось бы следующие полжизни провести за решёткой (кстати, было бы интересно узнать, сколько именно, точнее, что у нас в законодательстве относительно конкретных преступлений и сроков). Хотя, конечно, о книге нельзя судить с позиций современной морали и логики.

    Пока я слушал сие творение, подумалось, что очень уж оно напоминает Рукопись, найденную в Сарагосе Потоцкого: там дьявольским атрибутом служила виселица с тремя висельниками, под которой просыпались все, кто успел набедокурить в окрестностях, тоже присутствуют запутанные родственные связи, которые проясняются лишь в конце, и видения, без которых готика того времени, видимо, просто не могла обойтись. Кстати, Рукопись мне было ужасно скучно слушать, так же скучно, как сейчас – гофмановские Эликсиры, так что возьми я её лет пять назад – наверное, был бы в восторге.
    От начитки же я был далеко не в восторге, я её едва выносил и терпел, стиснув зубы. Чтец под ником Omega73 бубнил, бубнил, так безвыразительно, что даже классическая альтернативная озвучка Терновского мне пришлась бы более по вкусу – я попробовал её заслушать, и в его исполнении эта книга ещё больше напоминает начитанного Козием Потоцкого, но Терновского я отложил на сладкое крайний случай, ибо у него гораздо больше начитанных книг, чем Омеги73, соответственно, и выбрать есть из чего. От Омеги же у меня сразу начинала болеть голова, но я сдюжил, и больше слушать его не собираюсь!

    10
    1,8K