Рецензия на книгу
Убить Бобрыкина
Александра Николаенко
Аноним7 января 2021 г.«И больно пахнет счастьем от земли…»
Это история о том, как человек потерял «изумрудный город» детства. Казалось бы, каждый вырастает и мир принимает более четкие, реальные границы. В этом нет ничего сверхъестественного и необычного. Что же хотела сказать Никлаенко в своем романе? Думаю, стоит начать с главного. Шишин. Наш герой, на мой взгляд, вполне разумный, но очень (очень!) своеобразный. Быть может современному читателю так кажется оттого, что Сашка застрял в детстве, то бишь в прошлом. Гениальный трюк автора, через «шизофрению» показать невозможность прошлого в настоящем.
Что же мешает жить Шишину? Из названия вытекает Бобрыкин. Олицетворение «ненавистного» настоящего. Того, кто получает все лучшее сейчас и сразу. Отчего же Сашка его так ненавидит? От невозможности быть таким, как он? Почему? Таким его воспитала мать. Значит первоначально и ПЕРВОСТЕПЕННО он ненавидит мать (которую первым делом и убивает). Она не дает ему быть таким, как Бобрыкин. Она сама застряла в прошлом, где потеряла мужа, а вместе с ним и себя. Чтобы как-то остаться на плаву, она бессознательно тянет на дно своего сына, ни в коем разе не подозревая этого и даже наоборот, считая себя спасительницей, чуть ли не святой! Она настоящий человек прошлого, с искалеченной судьбой и жизнью, с привычками, которые привили годы войны, когда ничего не хватало и в каждом виделся враг. Ее нельзя винить, жизнь сделала ее такой, она лишь не смогла противостоять судьбе. Ей легче жить под маской православия и праведности, скрывая все свои поступки под иллюзией благочестия. Можно с уверенностью сказать, что главные герои романа взаимодействуют не друг с другом, а лишь со своими фантазиями, своеобразными галлюцинациями. Шишин видит в Бобрыкине врага, в Тане любовь, в матери Иуду… А что есть на самом деле?
Думаю, многие еще с Достоевского помнят полифоническую концепцию Бахтина (многоголосицу). Роман можно разобрать на три уровня.
Во-первых, книгу можно считать попыткой прикосновения к вечной гармонии (каждая глава написана по кругу и из всего сюжета создается своеобразная спираль – символ бесконечности, того, что можно постичь лишь примерно, издалека). Здесь литература предстает перед нами как искусство через свою стилистическую основу.
На втором уровне можно попробовать разобраться в чем же кроется суть. По мнению автора, ответ однозначен – самое главное, это прикосновение к искусству через любовь. Здесь стилистика усиливает значение любовной линии через ритмизированную прозу в те узловые точки, когда ее нужно подчеркнуть.
В-третьих, в романе четко прослеживается сравнение главных героев с русским обществом. Таня символизирует интеллигенцию (Николаенко подчеркивает это тем, что прабабка героини была гимназисткой), она является творцом, «породителем» новых идей и «изумрудного города». Мать – образ церкви (причем расколотой церкви, где православие странно граничит с язычеством и славянской мифологией) и какой-то ядерной смеси примет и суеверий, что очевидно связывает ее с народом. Отсюда логично вытекает Шишин, который и является его главным образом. Образом глубинной, темной, невежественной стороны народа, который ностальгирует по своему советскому прошлому. Ну а Бобрыкин очевидно являет собой власть, со всей ироничностью, интеллектуальностью, самодостаточностью и умением играть на словах. Причем власть не истинную, а в представлении народа (то бишь Шишина).
Что касается финала, это самый неоднозначный момент в книге. Я остановлюсь на той версии, что Шишин убил мать, Бобрыкина, себя и… все-таки Таню. Заключительные строки, где Николаенко показывает всех героев на одной лестничной клетке говорит о том, что все они оказались за чертой смерти. Да и равнодушие матери на открытый кран, включенный свет, скрип в дверях… все это говорит об одном. Откровенное заявление Шишина:
«Вчера убил (Бобрыкина). И мать»не дает нам усомниться в его правдивости, все-таки на протяжении всей истории герой был откровенен. А после признания Тани в ее любви к Бобрыкину, Шишин
«в кармане перочинный нож нащупал и щелкнул кнопкой выдвижной», затем
«пошел негнущиеся ноги подгибая», «вдруг кончились ступеньки, и дыханье», «споткнулся и упал, поднялся, на стене оставил ржавые следы».Я долго думала над названием романа. «Убить Бобрыкина»… к чему это здесь? Но после все сложилось в одну картинку. Убить Бобрыкина, значит уничтожить настоящее, в надежде вернуть светлое прошлое, свой «изумрудный город»… Вот так закрутила Александра Николаенко, а на первый взгляд простая история несчастной любви недалекого парня в девочку-мечту…
Содержит спойлеры9577