Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Molloy. Malone Dies. The Unnamable

Samuel Beckett

  • Аватар пользователя
    Аноним1 августа 2012 г.

    Три романа - "Моллой", "Мэлон умирает" и "Безымянный". Квинтэссенция безумия.

    "Моллой".Театр абсурда он и есть театр абсурда. Не стоит искать в Беккете человеческую логику: его герои руководствуются логикой сумасшествия, безумия, порыва, позыва. Две части романа наглядно демонстрируют разницу между слабоумием (собственно, сам Моллой) и постепенным схождением с ума на базе шизофрении и религии (Жак). Сбивчивая, алогичная, неприятная речь обоих персонажей затягивает в себя, тебя тошнит, но ты должен дочитать, иначе нельзя. Я не скажу, что мне было интересно, да и понравиться подобное может вряд ли. Но да, это очень своеобразно.
    "Мэлон умирает". Тут новый вид безумия - старческий маразм умирающего человека. Он путает имена и лица, мальчик Сапо равномерно перетекает во взрослого и старого персонажа - Макмана, который, по сути, сам Мэлон, хотя на самом деле - пациент той же клиники-хосписа-психбольницы, что и Мэлон, и история жизни мальчика и старика на самом деле могут быть порождением сознания Мэлона, а реальность - лишь его клюка да жидкий суп, да грифель от карандаша, да тетрадь. Ужас.
    "Безымянный". Окончательная, высшая стадия безумия, человек внутри себя, и неизвестно, есть ли что-либо вне его. Может, это он - безногий и безрукий - вечно сидит в кувшине - а может, и не он, может, его вовсе нет. Беккет анализирует течение и разновидности сумасшествия, передавая их в виде монологов - внешних (как у Мэлона, который что-то записывает) или внутренних, как у Безымянного, который просто мыслит - отрывочно, путано, без начала и конца.

    В общем это сильно, но очень мерзко, крайне физиологично и уродливо. С Беккетом я закончил. 7/10.

    8
    101