Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    Аноним5 января 2021 г.

    Для молодёжи

    Мне кажется это роман больше для молодёжи, чем для умудрённого жизненным опытом читателя. Мне кажется, что роман многое теряет, если читатель -- не москвич и не "видит" площадь, Садовую и маршрут Бездомного по преследованию Воланда и его свиты. Причём, я посмотрела в сети статьи по маршрутам Бездомного и поняла, что если бы я не ездила на троллейбусе много-много раз ещё в начале 90-х, я бы не прочувствовала маршрут, читая роман. В молодости я не обращала на этот "бег" Бездомного внимания, глаз цеплялся за сюжет, за динамику. Теперь же я перечитывала роман внимательно и вдумчиво, а не как в 16 и в 19 лет.
    Вообще редко пишу рецензии, но вот пробило, всё-таки текст сильный и очень необычный.
    Роман считается одним из лучших в 20 веке. Роман-символ, роман-метафора, роман -- дерзновение. Здесь много отсылов не только к "Фаусту", но мне показалось, что и к "Божественной комедии".
    Очень скучно было читать главу-сон Никонора Ивановича, не знаю уж почему. В остальном же так хорошо прописаны все эти мещанские пороки героев, буквально одной-двумя фразами, мыслями, ничего в лоб. И так легко и непринуждённо наказывают всех этих вечных упырей общества (председателей домкома, директоров, бухгалтеров, дядей из Киева) наши герои, приехавшие немного погостить. Такая лёгкость, даже невесомость в наказаниях, никаких рефлексий. Всем практически насолили наши герои. С таким юмором описано расследование, все эти следователи-дознаватели, в общем работники милиции, которые сталкиваются с потусоронним.
    А как прописано расширение мира, параллельная можно сказать реальность, то что Коровьев называет "пятым измерением". Никаких подробных объяснений, но мы видим этот мир, недоступный карательным органам.
    Полёт Маргариты где-то напоминает полёт кузнеца из "Ночи перед Рождеством". Он прекрасен, этот полёт, своими скоростями, насыщенными событиями.
    Наверное лёгкость, прозрачность -- вот фишка, загадка романа.
    В молодости очень трогала любовная линия, странная и такая искренняя любовь, почти сказка несмотря на испытания. Но сейчас показалось, что мастер как-то поспешно сошёл с ума, как-то быстро он начал видеть щупальца в окне. И он наотрез отказывается же писать, выбирая любовь и покой! Мне показался он слабым. Понятно, что писательская рефлексия, когда пишущего и талантливого давят бездари-приспособленцы, но хотелось бы от мастера хоть небольшого протеста, тем более, что он в общем-то сам был из литературного мира, он же работал до романа переводчиком в журнале. Об этом, как и о многом, сказано вскользь.
    В тексте такие пустоты, можно домыслить так или иначе.
    Всё равно необыкновенное получаешь удовольствие от сюжета, от романа мастера. В молодости когда читала утомлял этот библейский сюжет. Сейчас же я увидела как лицемерит Понтий Пилат, когда общается с человеком в капюшоне (сейчас бы сказали главой разведки), как у них всё на полутонах. И как сгрызает совесть изнутри Понтия Пилата, как он потом бросает Левию Матвею, что это Иуда убит им, как он становится не сдержанным, ведёт себя не как "высокий руководитель". Понтий раздавлен казнью, хотя он и хотел её. Эта гигантская туча как божественный знак, после неё Понтий меняется -- просто потрясающе. Очень современная вечная проблема. Сил и власти много, но вдруг совесть начинает точить и стучать в висках.
    Всё-таки роман даёт надежду читателю, что зло бывает наказано пусть и другим злом, тёмными силами, всё-таки после прочтения читатель хоть и понимает трагедию личности -- хорошего человека раздавят обстоятельства, бездари, завистники, но остаётся надежда на чистую совесть как вестник вечности, и на вечное по-дантовски наказание для злодея.

    2
    234