Рецензия на книгу
Тэсс из рода д'Эрбервиллей
Томас Гарди
KirillZhdanov4814 января 2021 г.Наивные проблемы викторианской эпохи возведённые в абсолют
Тэсс из рода д’Эрбервиллей, это безусловно классика, Томас Харди написал роман о своём времени и всём что его окружало, в результате чего был воспет как современниками, так и последующими поколениями (в своё время книга "взорвала" её сильно цензурировали и шокировались, но читали, а уже спустя 15 лет появилась и первая "экранизация" в формате оперы).
Однако, да простят меня поклонники этого произведения, после прочтения нет ощущения монументальной классики и книги "на все времена" есть ощущение что роман это своеобразный "Эммануэль" своего времени, произведение которое подняло темы в озвучивании которых нуждалось общество, и за счёт этого приковало взгляды современников.
Костяк истории составляют злоключения девушки Тэсс, старшая дочь семьи вынуждена стать опорой своего когда-то знатного (если верить деревенскому священнику, который выбил этой новостью из колеи отца семейства) рода. Но попытка получить финансовой поддержки у пусть и менее знатного, но значительно более богатого рода из соседней деревни оборачивается цепочкой из множества несчастий, которые к слову крепко сбиты в весьма бойкое и запоминающееся повествование (прочитав книгу почти два года назад я помню практически все детали, что можно считать комплиментом роману).
Но вот кроме добротной литературной формы отыскать достоинства не просто, персонажи карикатурны и являются скорее не самостоятельными личностями, а усреднённым образом определенного типажа (в центре у нас треугольник из простой, но доброй девушки, представителя местной буржуазии, живущего в своё удовольствие, и сына священника - Энджела существующего для обличения двойных стандартов викторианской морали).
Это самое "лицемерие" морали викторианской эпохи и является центральной темой романа:
Из-за изнасилования (и как следствие потери девственности до брака) жизнь Тэсс идёт под откос, её не принимает не окружение, не муж, от которого она пытается утаить произошедшее, но узнав правду он (при всём своём показном бунтарстве) оказывается неспособен пересилить навязанные ему окружением нормы.но вот заслуживает ли эта тема столь полного раскрытия вопрос как минимум спорный, и для меня ответ на него однозначно "нет", с одной стороны, даже в двадцать первом веке можно найти людей повернутых на этом, а значит проблема частично актуальна и спустя 130 лет, с другой стороны, возможно уже к времени написания таких людей было стабильное меньшинство, 1891 год, уже давно прогремела промышленная революция, викторианское общество это всё же не эпоха рыцарей и замков, по рекам ходили пароходы, места рабочих заняли машины, а улицы Лондона были освещены газовыми фонарями, менялось и сознание людей многие из которых (а особенно из среднего класса и "ниже") уже могли ставить под сомнение и уверенно переступать через устаревшие нормы "морали".
А поэтому итоговые 3 звезды, за статусность, бойкий сюжет, и красивый литературный стиль, к сожалению, ничего кроме, мне найти в романе не удалось.
Большое спасибо AllyaS за рекомендацию этой книги.
2570