Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Аэропорт

Артур Хейли

  • Аватар пользователя
    wonderlust1 января 2021 г.

    «Аэропорт — это сложный механизм, и управлять им нелегко»

    Интересен ли производственный роман 1968 года, в котором профессионалы, имеющие отношение к аэропорту, решают вопросы, связанные с его функционированием?
    А если добавить буран, аварию на борту самолёта и множество личных проблем тех самых профессионалов?

    Роман Артура Хейли, создателя бестселлеров, даёт возможность решить это для себя, отправляя всего на один вечер в вымышленный «Аэропорт» для наблюдения.

    Начать следует с того, что автор несколько лет был связан с авиацией.
    Связь эта возникла до того, как тот сменил массу профессий, побывав и сценаристом, и агентом по недвижимости, и даже трудящимся в области рекламы. Во время войны, будучи ещё молодым человеком, тот возжелал стать лётчиком. Удалось ему это не сразу: не было должного образования. Но впоследствии тот стал пилотом. Оттуда – опыт и понимание сферы.
    Первым его произведением стала «Взлётно-посадочная полоса ноль-восемь» . И между этой новеллой о катастрофе в воздухе и «Аэропортом» осталось десять лет и несколько бестселлеров.
    А ещё – много месяцев подготовительной работы и сбора информации.

    Артур Хейли

    В качестве производственного романа «Аэропорт» интересен.

    Он – это небольшая экскурсия в прошлое, посредством которой можно сравнить, как далеко шагнул процесс за эти десятилетия, а что осталось неизменным, ознакомиться, на чём тогда летали и о чём лишь мечтали в ключе перевозок. Заодно почитать, как можно было безнаказанно прокатиться «зайцем» посредством воздушного транспорта и бесплатно выпить хорошего алкоголя на борту не в зоне повышенной комфортности. Актуально? Вряд ли, учитывая все нововведения и массу правил. Но познавательно.
    Притом это не инструкция на несколько сотен страниц, дающая понять, как всё должно быть устроено на ограниченной территории.
    Да и профессионалы, демонстрирующие тонкости работы или своего мастерства, не идеальны.


    Хаос — вещь относительная. В жизни, мы сталкиваемся с ним в самых разных проявлениях и, так или иначе, приспосабливаемся.

    Персонажей в произведении – множество.

    Одних лишь ключевых можно насчитать около девяти, и повествование между ними постоянно переключается, позволяя не только вникнуть в особенности деятельности, но и «услышать» мысли.
    Озадачен каждый чем-то своим. Кто тем, как получить крупную сумму денег как можно быстрее. Кто тем, как бесплатно улететь туда, куда хочется. Кто – последствиями собственной измены и всё более разгорающимися чувствами.
    А тут ещё валящий без остановок снег, погрязший самолёт, перекрывающий одну из взлётно-посадочных линий, задержки в отправлении и прибытии, первый запуск рейса в Рим и толпа из города неподалёку, пришедшая жаловаться на шум… Всё это разом обрушивается на аэропорт, и трудящимся приходится собраться с силами. И действовать.
    Что им, в конечном итоге, удаётся, когда ситуация становится наиболее острой.


    Это умение напрячься — напрячься намеренно и сознательно — было особенностью их профессии. Диспетчеры говорили: «Надо обостриться», — и Кейз за пятнадцать лет работы в службе наблюдения за воздухом постоянно видел, как это происходило с ним самим и с другими.

    Есть и «но».

    При таком количестве служб, которым будет уделено внимание, размаха для глубокого погружения в определённых моментах не остаётся. А некоторые персонажи, даже с полноценно завершёнными ветвями историй, всё же «теряются» на фоне прочих, как и детали, на которые делался особый акцент.


    Когда нарушается связь между людьми, она нарушается во всем – не только в том, что люди перестают друг друга понимать.

    В одноимённой экранизации 1970 года этот вопрос в своём роде попытались решить, сократив некоторые моменты. Коротко о главном: 10 номинаций на «Оскар» и одна статуэтка за лучшую женскую роль второго плана. Да, за исполнение роли той самой пожилой леди, которая делала, что хотела, зная, как обойти правила.

    Из фильма «Аэропорт» (1970)

    Итог? Знакомство с тематикой всё же прошло успешно, и к творчеству Артура Хейли я ещё вернусь, не проходя мимо «Отеля» .

    18
    1,1K