Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дом у кладбища

Джозеф Шеридан Ле Фаню

  • Аватар пользователя
    Аноним30 декабря 2020 г.

    как царь Сеул перед злым духом

    многие читатели сетуют на затянутость романа. действительно, с головокружительной скоростью движется сюжет лишь к 400 страницам, но все предыдущие главы не были такой жестокой пыткой, как любят некоторые приукрашивать.

    благодаря этим 400 страницам мы знакомимся с ранимой душой рассказчика, которому больно наблюдать голую землю там, где когда-то были его любимые заведения. и именно благодаря столь долгой завязке ле фаню сумел перещеголять гоголя в описании блюд и превзойти гюго в ироничности и остроумии в названии глав. наконец, в "доме у кладбища" чуть было не произошла самая нелепая дуэль в истории мировой литературы.

    у печорина из-за упрямства и безжалостности, у онегина - страха перед молвой, ставрогина - граничащее с фанфаронством раскаяние, у павла петровича кирсанова из-за любви. а что у героев ле фаню? это даже не карикатура на дуэль, как у пушкина и тургенева, а сплошной фарс: два джентельмена, абсолютно не понимая друг друга, ввязались в дуэль. как блестяще, даже лучше, чем у чехова, раскрыта извечная тема непонимания и мотив глухоты. гастроном ведет монолог о своих любимых блюдах, а самовлюблённый вояка с озлоблением полагает, что его тайна раскрыта.

    о, как меня тронула любовная линия лили и капитана деврё! и все же поражает, как ле фаню в развязке пишет о сложившейся судьбе всех героев (даже фейерверкера), кроме деврё... он о нем забыл, подобно булгакову, запамятовшем геллу в эпилоге "мастера и маргариты"?

    ле фаню, как будто предчувствуя читательские слезы над участью лили, спешит обрисовать ее вероятное будущее: замужество с тем, кто ей бы изменил в конце-концов (подразумевается капитан деврё), из-за чего она быстро угасла...

    один из рецензентов назвал мервина романтическим героем. поначалу его и правда можно принять за такого: с удивленно поднятой бровью слушает дикий монолог врача, ведет себя отшельником и ни с кем не контактирует. однако отрешенности от общества, как у капитана деврё, в нем не наблюдается. этот красавец-капитан не замечает румян на щеках дев, потому что взгляд его тщетно ищет лили. капитан даже в неком разладе с обществом: диалог ни с кем не ладится, кроме мистера паддока, который с терпением выслушивает вспыльчивого капитана.

    читая аннотацию, полагаешь, что это готический роман: кладбище, находка трупа на погосте, явно умершего не своей смертью... увы, ничего мистического и ужасающего здесь нет, кроме, как по мне, хладнокровного и бездушного злодея, который и то появляется резко и поздно, тогда, когда читателю ясно, кто главный виновник всех бед. и все же конфликт так лихо закручен, что чувствуешь себя мервином, который ночью впустил в свой дом замерзшего и страшного мужика, который тебе говорит:"малыш, твой отец не покончил жизнь самоубийством, его убили, и я знаю, кто".

    тихий чейплизод только поначалу был спокойным местечком в ирландии, где, казалось, герои только и делают, что болтают всякий вздор. впоследствии, перед лицом опасности, каждый из них показывает свое истинное лицо.
    ㅤㅤㅤㅤㅤ

    14
    1K