Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Патриций

Джон Голсуорси

  • Аватар пользователя
    Frollolo28 декабря 2020 г.

    300 страниц длиною в вечность

    Сюжет романа зиждется на любви тридцатилетнего аристократа Юстаса Карадока (он же виконт Милтоун) к женщине, выходящий за рамки его круга. Относясь к определенной касте, он не может без угрызения совести отдаться любви к Незнакомке, миссис Ноуэл, ведь тогда его карьере наступит конец. Перед главным героем встает проблема выбора: что сделает его поистине счастливым: любовь или карьера? Место в парламенте – то, для чего он был рожден, дело всей его жизни, или личное счастье, без которого ему ни нужна сама жизнь?... Герою предстоит разобраться в самом себе, чтобы дать единственно верный ответ на эти вопросы.
    Такого кактуса я давно не ела. Одно негодование после прочтения романа. Даже обидно становится – ровным счетом ничего из истории я не вынесла. Никакой морали, никаких идей. Ни-че-го. А теперь давайте разбираться, что же все-таки пошло не так, ведь начало было таким многообещающим.
    Перед тем как приступить к перечислению того, что в этом романе меня покоробило, отмечаю единственное, что понравилось – это язык автора. Но, к сожалению, даже он не смог скрасить всю безликость происходящего. Подробных и обширных описаний я не боюсь – спокойно я читала и Гюго, и Бальзака, и прочих авторов, текст которых отличается плотностью и некой громоздкостью. Но в случае с «Патрицием» эти описания были так скучны, так невыразительны, что, будучи написаны легким языком, читались они через силу. Даже описание природы и вересковых пустошей, таких атмосферных, например, в романах Дафны Дюморье, здесь какие-то бесцветные и угрюмые. Я с таким трудом заставляла себя читать в день хоть по сотне страниц романа, что после этого я не только не хотела читать другие книги, но и вовсе потеряла интерес к чему бы то ни было. Какая-то странная волна апатии захлестывала меня после каждого раза, когда книга оказывалась в моих руках.
    Когда я ознакомилась с аннотацией, я решила, что книга не может не быть интересной. Тут вам и любовные переживания, и терзания героя, и вопрос нравственного выбора – ну прямо-таки формула идеальной книги! На страницах романа разворачивается настоящая трагедия, но почему же тогда она оставила меня равнодушной ко всему происходящему? Следя за душевными муками героев, за их самобичеванием и внутренней (да и внешней, отчасти, тоже) борьбой с установленными обществом нормами и правилами, я не испытала ровным счетом ничего. Я не проживала с Юстасом, главным героем, его мук и страданий по любимой, его тяжкого бремени выбора. Ничего, кроме разве что раздражения, у меня этот персонаж не вызывал. Все герои были для меня лишь оболочкой, за которой не найти чего-то такого, что могло бы заставить проникнуться сочувствием и сопереживанием. Их пафосные речи, будто сошедшие с плакатов лозунги, не затронули не единой струнки моей души, не заставили с нетерпением ожидать, какая судьба ждет героев в будущем. Не одно из действующих лиц романа не вызвало ни единой толики симпатии. В иной книге смерть даже второстепенного героя вызывает бурю негодования; здесь, если бы имело место быть нечто такое же печальное, то я уверена, что никакой ответной реакции не последовало бы.
    По итогу я оказалась дико разочарована. Возлагая большие надежды на эту книгу, я получила мыльный пузырь, который лопнул, да еще и капля мыльного раствора попала в глаз. Дочитав роман буквально полчаса назад, я не вспомню ни одного момента, который пробудил бы во мне хоть какую-нибудь эмоцию. Просто тишина.
    Боюсь теперь приступать к другим книгам Голсуорси – а вдруг опять история повторится? Еще одного «Патриция» я не переживу...

    6
    897