Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ready Player Two

Эрнест Клайн

  • Аватар пользователя
    Аноним23 декабря 2020 г.

    Как написать сиквел и заставить всех себя ненавидеть

    По каким-то труднообъяснимым причинам книга Ready Player One входит в список самых моих любимых. В этом нет особой заслуги её автора Эрнеста Клайна, по призванию сценариста, который никогда мастером пера не был – просто уж так получилось, что писал он её будто бы для меня. Он создал уютный, близкий и очень понятный мир, и населил его такими же живыми и закомплексованными людьми, как я. Припороши всё это научной фантастикой, и получается произведение, которое бьёт в самое сердце. И сколько его не перечитывай, всё равно цепляет.

    Я прочитал первую книгу задолго до того, как стали говорить об экранизациях, или как проснулись российские издательства. Поэтому я ждал сиквела подольше, чем многие. И вот он наконец случился. В 2020 году, когда, кажется, всё пошло наперекосяк.

    После прочтения Ready Player Two я долго сидел и думал, пытаясь понять главное – что же я чувствую. Вообще, странное занятие: чувства – не то, что нужно понять, они всегда дают о себе знать сами. Но не в данном случае. В данном случае я попросту… не знаю, что я думаю. Книга оставила после себя очень двоякое впечатление. И, увы, подтвердила подозрение, что оригинал был «молнией в бутылке», то есть Клайну, по сути, повезло найти прекрасную формулу и написать очень увлекательную книгу, рудиментарную в своей простоте, но обманчиво глубокую.

    Ready Player Two – это сиквел. Это, пожалуй, самое точное определение. Это сиквел со всеми возможными минусами, свойственными сиквелам. Беды сиквелов в том, что их автор связан по рукам. Он связан по рукам персонажами, созданными раньше, и идеей того, что нужно себя переплюнуть. Он больше не неизвестный никому сценарист, а автор бестселлера, который породил сверхуспешный блокбастер руки Спилберга. Как и его протагонист Уэйд Уоттс, он внезапно получил всё, о чём мечтал. И он не уверен, что делать дальше – тоже как Уоттс. Но что-то же нужно.

    Как прямой сиквел, Ready Player Two рассказывает о том, что случилось прямо после событий оригинала. Уэйд теперь – наследник многомиллиардной империи и, по сути, самый влиятельный человек на Земле. Вдобавок к этому он добился любви девушки своей мечты и усадил в тюрьму человека, неоднократно пытавшегося его убить. Но хэппи-энды всегда мешают делать продолжение, поэтому почти сразу Клайн бесцеремонно отнимает у своего героя почти всё – и девушку (бедный парень провёл с ней всего неделю!), и чувство собственного достоинства, и мораль, которая выгодно отличала его от антагониста оригинала. Оставив ему богатства, он сделал Уэйда человеком, которого тот так ненавидел.

    Я не обязательно ругаюсь на автора за такую трансформацию главного героя. Скорее, за то, что Уоттс остался протагонистом в принципе. И как бы обидно ни было наблюдать за падением Уэйда, я не могу не отдать должное Клайну – человек у него получился на удивление настоящий. Если подумать, получи я в свои руки такую власть, я бы тоже сразу потерял собственный моральный компас. Быть администратором всея планеты – та ещё задачка.

    Я всегда «за» попытки писателей что-то изменить, даже рискуя растерять частичку фанатов. Но почти во всём Ready Player Two имитирует первую часть. Уэйд и его банда опять должны разгадать загадки, оставленные создателем «Оазиса». На кону опять жизнь и будущее всей Земли. Им вновь нужно использовать все свои знания поп-культуры.

    Ready Player Two добавляет к своему рецепту пару новых ингредиентов. Например, идеи трансгуманизма. Вообще, тут ещё больше попыток сыграть в научную фантастику, которые кажутся мне интересными, но наивными. Например, как в одной главе автор (опять) распинается о нескончаемом энергетическом кризисе, а в другой рассказывает о строящемся космическом корабле c термоядерным (!) реактором. Вообще, с технологией у Клайна беда: такое ощущение, что между книгами прошло сто лет, настолько большой технологический скачок случился. То, что раньше было продвинутым миром VR теперь превратилось в полноценную «Матрицу». Есть и неловкие попытки показаться человеком прогрессивным, приплетая там и здесь комментарии о гендерах и расах, и даже зачем-то сетуя на чрезмерно «белые» миры Толкина и Джона Хьюза. С другой стороны, у автора нельзя отнять очень интересных идей относительно «призрака в машине» и того, как наши несовершенства делают нас лучше.

    Если предыдущая книга автора, «Армада», страдала от слишком быстрого темпа, то Ready Player Two в этом плане чуть выправилась. И её интересно читать. Порой – чертовски интересно. Когда у Клайна удаётся «закинуть удочку» и пробудить любопытство, оторваться сложно. Но у него это удаётся не так часто теперь. Возможно, потому что он до конца не понял, что хочет от своего сиквела. Он настолько запутался, что иногда не может вспомнить, что было в книге, а что – в фильме. Например, он забывает, что Дайто и Сё не братья вовсе – это только у Спилберга так! А ещё Сёто почему-то забыл английский язык и общается при помощи переводчика. А Эйч вообще на себя не похожа – вылитый персонаж кино. Получается какое-то странное смешение.

    Иногда ругать хочется не Клайна, а его редактора, который, если уж начистоту, должен был вырезать больше половины некоторых глав. Потому что некоторые из них получились настолько затянуты и набиты деталями, что начинала болеть голова, а интерес совершенно терялся. Каким-то образом он подрастерял своё умение с жаром рассказывать об увлечениях так, что интересно становилась даже тем, кто не понимал, о чём речь. Теперь он с энциклопедической точностью описывает сотни и сотни малозначимых мелочей, совершенно не интересующих читателя.

    И что же мы получили в итоге? Ready Player Two – это сиквел, который с упоением прочтёшь и… больше в руки не возьмёшь. Я не буду покупать его на бумаге и вряд ли буду перечитывать. Тут есть чертовски клёвые моменты, и из него может получиться неплохой фильм, но… та душа и атмосфера приключения оригинала остались в прошлом. Кажется, что «Первого игрока» он писал, потому что появилась идея и очень захотелось что-то с ней делать, а вот «Второй» существует только потому он был связан по рукам контрактными обязательствами. Надо же. Фильм пора снимать. И вообще, франшиза.

    5
    1,1K