Рецензия на книгу
Розовый коттедж
Мэри Стюарт
Аноним21 декабря 2020 г.Этюд в розовых тонах
Решила перед этим Новым годом погрузиться в атмосферу. Мэри Стюарт в этом отношении хороша. И, прежде всего, тем, что я уже её всю читала, а потому просто проглатываю книгу за пару часиков, что для меня с моим предраздничным графиком - самое важное))) Впрочем, если бы я помнила, что это за книга, то с неё точно бы не стала начинать.
Каждый эпизод, каждая фраза говорили о том, что это поздний роман Стюарт. Самый поздний, как выяснилось, больше она не писала. Можно было бы догадаться и в начале, без всяких логических заморочек, когда нарратор пишет, что это я сама в 1947-м году, пятьдесят лет назад. Но на самом деле тут есть и иная примета поздней Стюарт - полное нежелание как-то выстраивать сюжет. У неё есть схожая книга, написанная на 11 лет раньше - "Терновая обитель". Это взгляд человека пожилого, взгляд в прошлое. Потому что впереди только чернота неизвестности, а позади остались улыбки, друзья и пыльные английские дороги, залитые солнечным светом. Это не книга в прямом смысле слова, а заклинание, попытка подарить хэппи-энд всем: своим друзьям, родственникам, котятам и курам, своим персонажам - удавшимся и нет.
Проживёт Стюарт после этого ещё значительно. Розовый коттедж вышел в 97-м, когда Стюарт было 81, а дошагает она до 98-ми. Никакой забывчивости, мозг у писательницы цепкий и чёткий. Но есть и то, что проявилось именно в старости - оооот такой средний палец всем тем, кто желает сюжета. Всю жизнь на писала остросюжетные романы, теперь она описывает то, что хочет сама - тихие английские деревни, посиделки за чаем, милых соседей со странностями.
Формально сюжет всё-таки есть. Если продраться через описание сложных семейных взаимоотношений какой-то аристократической семьи (на втором имени я поняла, что забыла первое и потому пропустила весь абзац, решив, что само по ходу утрясётся), можно перейти к описанию семьи главной героини. В принципе, как выяснится, кто там кому был из аристократов - совершенно неважно. Девушка родилась в семье кухарки того семейства. Кухарка была бабушкой, мать - горничной. Родилась девочка без всякого брака и даже без вариантов, кто мог бы быть отцом. Мать потом ушла из дома, поссорившись с благочестивой тётушкой, и где-то погибла. И вот спустя много лет главная героиня по просьбе бабушке едет забрать из бывшего семейного гнезда какие-то семейные "драгоценности": памятные вещи, общей стоимостью грош да полушка. Но сейф вскрыт, на заднем дворе кто-то рылся, а кое-кто из соседей недавно видел призрак её матери.
Будет и то, что с большой натяжкой можно назвать "любовной линией" и это один из самых отвратительных мужских персонажей Стюарт, а они все у неё не фунт узюма - мерзкие шовинистические сволочи, любящие покомандовать (и этот вот, обнаружив старые письма в доме ГГ, даже не покраснеет, сунув в них нос) XDDD. В общем, если вы хотите почитать ради сюжета, ради любовей - то вот Бог, вот порог)))
Эта книга о прошлом. О том, как оно запомнилось Стюарт. Очень похоже на то, что это сиквел какой-то книги. Потому и дано описание аристократического семейства (которое вот совсем-совсем не упало там для смысла), потому и есть пунктирное упоминание детства ГГ.
Это странная вещь. Ей невозможно наслаждаться, как обычной книгой, её надо ощущать. Мне кажется, она написана не для читателей 97-го года, а для кого-то, кто, как и Стюарт, помнит 47-й. Может вспомнить эти ощущения, погрузиться в то ощущение молодости, которые старики вечно проносят в сердце.
Получила ли я удовольствие? Не знаю. Скорее, думала постоянно, как хорошо, что мы живём в век логики, а не традиций,и рождение вне брака не является "грехом". Интерес возник лишь ближе к финалу, когда ожидаешь одного важного разговора. И не о романтической любви тут речь. Наверное, эта книга только для тех, кто хочет спрятаться. Спрятаться в солнечных днях, которые могут существовать только в воспоминаниях, но редко когда бывают такими в настоящем.
75890