Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка

Фрида Вигдорова

  • Аватар пользователя
    Аноним21 декабря 2020 г.

    Не Макаренко…

    Сложно после прекрасного и нежно любимого мною произведения Антон Макаренко - Педагогическая поэма оценить по достоинству эту книгу. Она совсем иная, хотя поначалу кажется, что разница невелика. Первая часть трилогии написана в духе Макаренко, похож стиль и сюжетные повороты. Не может не радовать встреча с полюбившимся героем Семёном Карабановым, интересно следить за преображением ребят под его умелым руководством. Греет душу описание того, как из запущенного детского дома для трудных детей данное учреждение преобразуется в здоровый, дружный коллектив, как удается не только наладить хозяйство, но и сделать счастливыми сирот. На страницах часто вспоминают и самого А.С. Макаренко, чувствуется связь со знаменитым Учителем, он незримо присутствует в жизни персонажей. Происходящему на страницах веришь, переживаешь с героями трудности, особенно волнительно и горько читать о реальной трагедии в семье Семена Афанасьевича и Галины Константиновны.

    Но, начиная со второй части, все больше чувствуется «рука автора», стиль самой Вигдоровой все явственнее проступает на страницах. История дальше отходит от реальности и превращается в писательскую фантазию, потому что, сверяясь с биографией С.А. Калабалина, видишь, что не было таких "Черешенок", а для меня это является большим минусом. Хочется узнать, как на самом деле сложилась судьба четы Калабалиных, какие сложности были в новом детском доме, кто вырос из сирот и кем стали бывшие воспитанники. Но книга лишь по мотивам реальности, образы героев собирательные, при этом в начале второй части они утрачивают свою индивидуальность и моментами с трудом отличаешь одного ребенка от другого.

    Читать по прежнему интересно, но все меньше Макаренко в этой книге, это уже совсем иная история и от его учения тут тоже почти ничего не остается. Более того, появляется противопоставление, женское начало все больше обретает голос и силу. Любовь, жалость и всепрощение, а не дисциплина и педагогические методы выходят на первый план, в спорах между Галиной и Семеном рождается совсем иная истина, иные принципы отношения к воспитанникам. Перевоспитание ребят не основное в этой книге, ведь теперь это благополучный детский дом, без преступных элементов, поэтому писательница показывает совсем иные проблемы.Тут больше рефлексии у главного героя, он показан не идеальным, а ошибающимся, как все люди. Также значительную часть повествования занимает борьба с системой, кляузы и доносы грозят разрушить жизнь Семена Афанасьевича, с большим трудом достигается справедливость – во всем этом чувствуется отголосок настоящих событий 30-х годов, хотя весьма смягченный.

    Что касается третьей части, то в ней совсем нет педагогической системы, она совершенно иная, при этом не менее трогательная и душевная. Сложности военного времени, эвакуация, нехватка продовольствия и тепла, попытки справится с той тяжестью, что свалилась на хрупкие женские плечи при почти полном отсутствии помощи со стороны. Тут речь не о перевоспитании, главное - выжить, приспособиться к новым условиям со скудными ресурсами. Тут будут горькие потери, сомнения, ошибки и трудности выбора. В третьей повести мы встретимся с полюбившимися героями из первых историй, так что, несмотря на печальные события, здесь много добрых моментов и поводов для гордости за воспитанников (и снова возникает сожаление, что это лишь литературные персонажи, а не реальные люди, ведь к ним чувствуешь привязанность, как к живым)

    Подводя итог, рекомендую эту трилогию поклонникам душевных повествований, где доброта, порядочность и любовь к людям занимают главное место. В отличие от "Педагогической поэмы", данное повествование не ограничивается лишь перевоспитанием и установлением здоровой атмосферы в коллективе, здесь много иных историй, которые, с одной стороны, рассказывают о прошлом нашей страны, а с другой – не потеряли актуальности и в наше время.

    90
    1,9K