Рецензия на книгу
Женщина в зеркале
Эрик-Эмманюэль Шмитт
Kamilla_Kerimova20 декабря 2020 г.Лабиринт отражений
Ровная гладь зеркала выгибается внутрь, проминается, углубляется - и заворачивается в бесконечный лабиринт. Он вьется, ветвится, отражает сам себя - и женщину, стоящую у стекла. И лицо ее, преломившись, умножившись, становится иным - и в то же время тем же самым - расслаиваясь на века и пространства. Кто эта женщина, стоящая у зеркала? В каком она времени, в какой она одежде, какова ее судьба? К чему ведет ее сделанный выбор - к краткой и яркой жизни, к долгому и мучительному существованию, или к выстраданному счастью?
Прочитав примерно треть романа Эрика-Эмманюэля Шмитта, я отправилась в Википедию, знакомиться с этим автором. Я не могла поверить, что эту книгу написал мужчина, и была уверена, что под цветистым мужским псевдонимом скрывается женщина. Но нет. автор - самый настоящий мужчина, бельгийский писатель и драматург, написавший большое число прекрасных пьес и еще больше интереснейших романов и новелл. Как, каким образом смог мужчина так тонко понять вопросы, мучающие, пожалуй, каждую женщину и так идеально найти слова, отзывающиеся в женском сердце? Не могу осознать до сих пор, хотя закрыла последнюю страницу книги уже несколько дней назад.
Я не умею быть современной женщиной. Меня так мало интересуют вопросы пола, мужчины, дети, украшения, мода, домашний очаг, кухня и… моя собственная ничтожная персона. Женственность требует поклонения себе, своему лицу, фигуре, волосам, наружности, но кокетство мне чуждо, одеваюсь я кое-как, пренебрегаю косметикой, ем мало.Роман "Женщина у зеркала" развивается параллельно в трех временах и пространствах. Первый пласт, самый древний, развивается в Бельгии XVII века, где юная девушка Анна сталкивается с непониманием общества, оттого что неосознанно, подчиняясь внутреннему голосу, принимает решения, которые радикально спорят с принятой моралью и поведением, определенным женскому полу. Отказываясь от стези жены, она идет своей дорогой, полной терниев и отторжения - а все потому, что верная зову своего сердца, она верит в высшую силу, что, словно бы она сестра Франциска Ассизского, говорит с ней шепотом листьев на дереве и журчанием ручья.
Священники должны говорить о Боге с любовью, ослепленные, очарованные, полные благодарности и восхищения. Мы должны завидовать тому, что они так близки к Нему, что они Его представители, да мы должны от зависти помирать, хотеть быть на их месте, если бы они превозносили Его по-хорошему. А вместо этого они потрясают Богом как плеткой: «Бог тебя накажет, если не в этой земной жизни, так в аду!»Вторая история переносит нас почти на три столетия вперед, в Вену начала ХХ века, где удачно (казалось бы) вышедшая замуж за богача и аристократа, Ханна мечется в клетке принятой для дворянки жизни, и - тут спойлер - разрывает ее, отрекаясь от банальной великосветской жизни в пользу свободы воли и души.
Способны ли мы на большее, чем нам кажется, или же по своему высокомерию, по отсутствию смирения не признаем своих возможностей?Третья линия - самая близкая к нашим дням - говорит нам о голливудской кинозвезде Энни, которая скатывается в наркоманию и разврат только чтобы заглушить пустоту, которой полна ее жизнь, и - о, самая счастливая из всех трех - умудряется вырасти над собой, пробить свой путь, отстоять свое право принимать решения, и замыкает круг, начатый ее толи сестрами, толи предыдущими воплощениями в веках.
Могучие женские образы - сильные, несломленные, отстаивающие свое право на рассудок и свободную волю. Как они вышли из под пера мужчины? Как он догадался, что мы имеем дерзость существовать, думать и решать? Непостижимо, но внушает надежду.
Парафраз имен - Анна, Ханна, Энни - становится парафразом судеб. Их истории переплетаются, сливаются, объединяются одним образом сильного, крепкого дерева, вросшего корнями в землю на затерянном дворике в Брюгге.
Между прочим, надо отдельно упомянуть о дворике - это не какой-то там закоулок, а самая настоящая община бегинок, одного из религиозных орденов, объединявших женщин, которые не находили себе места в обыденной жизни и предпочитали вести совместное хозяйство и поддерживать свой уклад, своего рода феминистки 12-15 веков.
Но не только дерево и закономерные повторы в истории каждой из героинь объединяют их. Намного более яркой общей чертой является их воля и стремление к свободе и жажда возможности принимать самостоятельные решения.
В какой-то мере это роман-взросление, однако мы видим взросление не одного человека - но одной души, одной судьбы разделенной на троих и растянутой во временах.
Анна, первая из героинь, сама о себе говорит как о ребенке. Она чиста душой и наивна, она полна мистицизма и самостоятельно совершает эзотерические открытия, которые неподвластны многим зрелым людям, окружающим ее. Однако устами младенца глаголит истина - и ее взгляд на происходящее становится куда более точным и характерным, чем затуманенное восприятие иных людей. Эту чистоту и наивность проносит она через всю свою короткую, но яркую жизнь.
Следующий шаг совершает Ханна, которая как мятежный подросток мечется, пытаясь найти смысл жизни - и у которой это действительно получается, когда она погружается в глубины своего сознания с помощью психоанализа. Резкая, решительная и бескомпромиссная, как все подростки (несмотря на ее действительный возраст) она находит в себе силы полностью изменить свою судьбу, но так и застревает в бунтарстве и поиске себя.
И третьей выступает Энни. Энни, голливудская дива, актриса, с пяти лет попавшая в киноиндустрию, и создавшая себе фальшивое я на фоне потрясающей искренности в сьемках. Пройдя сквозь наркотическую зависимость и глубины саморазрушения, она - третья из всех - становится способна вырасти, преодолеть сковывающие ее условности, и стать самостоятельной.
Эта самостоятельность наброшена буквально несколькими мазками. Немного слов, немного действий, несколько решений в фактическом эпилоге, кратко подытоживающем все три истории и заворачивающем их в одну - но все же становится ясно: Энни выросла. Через три века, через три жизни - одна женщина смогла наконец-таки стать собой.Прекрасная история, написанная отличным языком, на фоне богатого исторического наследия - вот что такое роман "Женщина у зеркала". Пожалуй, это лучшая книга, что я прочитала за этого год.
Спасибо.Содержит спойлеры57851