Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

По направлению к Свану

Марсель Пруст

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2012 г.

    Часы тикают, и уходит время, капля за каплей, наполняя пространство вечности. Утрачено ли оно безвозвратно?
    «По направлению к Свану» - удивительная, необычная книга. Это одновременно воспоминания, размышления о них и о самой природе памяти, о человеческих чувствах и увлечениях, и рассказ о любви.


    Пытаться воскресить наше прошлое – напрасный труд, все усилия нашего сознания тщетны. Прошлое находится вне пределов его досягаемости, в какой-нибудь вещи (в том ощущении, какое мы от нее получаем), там, где мы меньше всего ожидали его обнаружить. Найдем ли мы эту вещь при жизни или так и не найдем – это чистая случайность.


    Воспоминания главного героя показаны в книге объемно, красочно, подробно. Картина ушедших лет, будто бы утраченных навсегда, неожиданно возникает из одной какой-либо детали или ощущения, пусть даже самого незначительного: так, воспоминание пробуждается вкусом миндального пирожного или возникает в момент пробуждения, когда все предметы вокруг видятся еще нечетко и человек не до конца осознает, где находится. Сперва его мысли сосредотачиваются на какой-либо детали прошлого, но затем образ давних лет расширяется в его сознании, воскрешая каждую подробность вплоть до мельчайших нюансов его жизни в то время. Так человек, идущий по огромной картинной галерее, рассеянно бросает взгляд на предмет, изображенный на одном из полотен, и перед его мысленным взором возникает с необычайной ясностью вся картина.
    Первая часть «По направлению к Свану» - «Комбре» - рассказывает о детстве героя, проведенном в маленьком городке, атмосфера, быт, жители которого показаны очень выразительно и точно. Особенно хороши здесь, на мой взгляд, описания: подробные, красочные, поэтичные, они поражают воображение красотой, так тонко прочувствованной писателем. Я, читая их, восхищенно вздыхала и думала, сколько раз видела картины, подобные описанным, не поняв их великолепия и заключенного в них смысла.
    Например:


    Над престолом цветы с бездумным изяществом раскрывали венчики, и венчики небрежно, словно это был неказистый и воздушный наряд, поддерживали пучки тонких, как паутинка, тычинок, которые плотно окутывали их дымкой, а я, наблюдая за цветками, пытаясь мысленно изобразить, как они распускаются, представлял это себе как быстрое, капризное движение головки девушки в белом платье, легкомысленной и шустрой, кокетливо щурящей глазки.


    Совершенно обособленной кажется вторая часть книги – «Любовь Свана». В ней именно Сван становится главным героем, и его мысли и чувства, история его отчаянной страсти, возникшей из благодарности, самовнушения, странного стечения обстоятельств и ставшей на определенное время всей его жизнью; страсти, заменившей ему и светское общество, и друзей, и развлечения, и искусство; - основная тема повествования. Это история любви, любви прекрасной и сумасшедшей, по силе похожей на заболевание и, как болезнь, прошедшей почти бесследно.
    Третья часть – «Имена стран: имя» - это и размышления рассказчика об ушедших временах, и описание его детской парижской жизни, но центральная линия повествования – история первой любви героя, любви скорее к созданному его воображением образу, чем к реальной девочке – дочери Свана, история его чувства, неопытного, искреннего и наивного.
    Вообще все повествование как бы движется по направлению к Свану, и он из одного из второстепенных персонажей, чей портрет дан лишь несколькими штрихами, делается главным героем, мысли и чувства которого раскрыты подробно, и затем снова становится одним из второстепенных персонажей, однако при этом превращается в значительную для рассказчика личность.
    Нужно отметить, что в этой книге большую роль играют не действия, а ощущения и настроения героев. Именно они окрашивают радостью или печалью пейзажи, придают глубочайший пророческий смысл музыкальной фразе, они в большей степени, чем разум, предопределяют поступки.
    Удивительно, очень тонко и очень красиво.

    7
    64