Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Закат Европы

Освальд Шпенглер

  • Аватар пользователя
    Аноним13 декабря 2020 г.

    Музыку я разъял как труп, поверил алгеброй гармонию (нет)

    Мне тут надо написать рецензию на Шпенглера)))) Мне. На Шпенглера. Смешно. Ну, пусть будет отзыв. Знаете, это очень полезное чтение, чтение, которое расширяет кругозор и учит мыслить с размахом, не возводя искусственных границ. Да, да ежу понятно, что именно так и надо, но, читая Шпенглера понимаешь, что мы до сих пор так не умеем, да и ему самомму это не всегда удаётся, внутиенний систематик все же иногда берет верх, тем более, что он как продукт западноевропейской культуры не может смотреть на ее непредвзято. Но тот подход к истории, который он постулирует, кажутся очень правильным. Например, пишет он об узости понимания исторического процесса, что для западного человека это Греция, Рим, Европа. А у меня в голове так и вертится Москва - третий Рим. Ведь в нашей голове видение истории складывается ещё в школе. А чему учат в школьном курсе истории? Россия и Европа, ну ещё пару слов о Бостонском чаепитии. Какие там Вавилоны! Даже Китая с Индией нет, арабы тоже за бортом, дай бог про пирамиды немного в младших классах расскажут. И живём мы потом с таким туннельным историческим зрением. Людей, которые сами будут изучать историю древнего мира, востока, единицы. Да, в этом есть своя логика, мы живём в очень ограниченном контексте, но ведь именно так и получается, что мы пуп земли, а кругом все дураки недостойные. Печально.. Сам Шпенглер правда тоже не особенно ориентируется на Китай, Индию и отжившие культуры Америк, но даже если взять наш ограниченный мирок, понимаем ли мы его? Воспринимаем ли мы культуры в целостности?
    Шпенглера интересует не история государств, но история культур, не политика, но ее взаимосвязь с искусством и наукой, то какими идеями была движима конкретная культура, и в чем это выражено. Поэтому вопрос причины и судьбы видится ему особенно важным в соотнесенности с физиогномикой и систематикой.
    По Шпенглеру история не должна рассматриваться лишь в качестве экономико-политической активности, надо рассматривать истории жизни культур, в их неразрывной связи с наукой, искусством, отражающими образ мышления людей этой культуры, обнажающими главные движущие идеи, следствием которых уже и является собственно история государств. Ну и, поскольку искусство и науку надо воспринимать как вещи не противопоставленные, а как разные пути решения одних вопросов, ведь они разные дети однй матери-идеи, вариации на тему, то, думаю, Шпенглер бы яростно осудил все местечковые войны между технарями и гуманитариями, которые они говорят об одном, но разными методами. Я мало знаю технарей, которые не интересовались бы искусством хоть в какой-то мере, и то же с гуманитариями, которые запоем читают Марсианина, потому что он пахнет наукой) но это о людях, интересующихся, действительно  принадлежащих Культуре.
    Шпенглер мне понравился именно тем, что хочет увязать все со всем не расчленяя но созерцая, ощущая в совокупности, тем не менее он разъял историю и природу. Вот зря он так не принимает дарвинизм, тогда бы он не стал противопоставлять природу и историю как ставшее и становящееся. Хотя, с физикой это и работает, но все же предпочитая вопросу почему вопрос как, и физик далеко не продвинется.
    Самой трудной для меня была математическая глава, но, пожалуй, она больше всего и впечатлила. Я слыхала, конечно, про квадрат Малевича и все такое, но не думала, что математика может может быть так четко увязана с тенденциями в искусстве, порожденные изменением мышления. Вся эта теория границ выглядит очень интересно.
    Понравилось мне и то, как он смотрит на философию, на ее цели и задачи, то как оценивает современное ее состояние поражает! Ощущение, что он говорит о нашей с вами современности! Сколько лет прошло, а никто к нему ее прислушался, ну или я этого не заметила. Он осуждает, что философия и искусство ушли от жизни в болтологию, стали самоцелью, а не орудием мысли, что современность подсовывает нам пустышку под видом важного и глубокого. Но разве сейчас это не звучит актуально как никогда? Поэтому я бы устраивала ленинские минутки с чтением введения в закат Европы вслух и с выражением.
    Читая эту книгу, я себя чувствовала как ребенок в магазине игрушек: ух-ты, какая штука красивая, интересно для чего она, а это не понятно, но выглядит мощно, а это интересно и мама, наверное, купит, о! вот такого я не видела, мне срочно надо! В целом я книгой очень довольна, она выполнила одно из главных моих требований - повернуть точку сборки, открыть новый угол зрения.

    46
    4,2K