Рецензия на книгу
Вся жизнь впереди
Эмиль Ажар
Аноним12 декабря 2020 г.Современные "отверженные" Парижа
Эмиль Ажар более известен под именем Ромена Гори (хотя его настоящее имя Роман Кацев), благодаря своим лаферам с псевдонимами он дважды стал лауреатом Гонкуровской премии.
"Вся жизнь впереди" - история рассказанная мальчиком Мохаммедом (хотя ему больше нравится, когда его называют Момо), который от независящих от него причин, проживает в "пансионе" мадам Розы.
Мадам Роза - пожилая еврейка, в прошлом она была проституткой, а "на пенсии" открыла "пансион" для внебрачных детей девушек, работающих на панели.
Место, где жили герои романа, не имело ничего общего с фешенебельным и блистательным Парижем; настоящие французы здесь практически не жили, зато представителей других национальностей там было в избытке - арабы, евреи, африканцы, но во всем этом многообразии, люди жили довольно слаженно.
Эмиль Ажар не раз упоминает роман "Отверженные" Виктора Гюго. Не думаю, что это случайно. По сути, персонажи романа Ажара были такими же отверженными в французском обществе и никому не нужными, кроме как самим себе.
Из уст 10 летнего Мохаммеда (которому внезапно оказалось 14) немного странно звучит рассказ о сутенерах, трансвеститах, проститутках. Он называет вещи как есть и эта прямота подкупает, как и подкупает манера изложения Ажара.
Роман написан с такой иронией и сарказмом, что почти каждое предложение заслуживает аплодисментов за тонкий юмор и так точно и хлестко составленные фразы.
Эмиль Ажар выбрал для своего романа довольно серьезные темы, но облек их в такую полушутливую форму, что не сразу понимаешь их глубину.
Например, мадам Роза пожилая и беспомощная еврейка, которая к старости набрала вес и начала лысеть. Из рассказов Момо её персонаж вырисовывается комичным, но в то же время, из обрывков воспоминаний можно уловить боль этой женщины.
Но самая главная тема романа – это любовь, целебная сила, без которой жизнь теряет свой смысл.
"Вся жизнь впереди" - это роман, созданный на контрастах и сотканный из противопоставлений, они особенно заметны у главных героев романа.
Мадам Роза - женщина, Мохаммед- мужчина; мадам Роза - еврейка, Мохаммед – мусульманин...
Любовь и жизнь иногда плетет такие узоры и накрепко связывает в морские узлы на первый взгляд совсем несовместимое.
Эмиль Ажар выбрал слишком радужный конец для своего романа, по мне, он смотрится немного чужеродно и не вписывается в общую картину романа.2703