Отзывы о книге Бесы

  • Аватар пользователя
    Bashmetka
    13 июля 2012

    В рамках виртуального книжного клуба "Борцы с долгостроем"

    Нечаевым, вероятно, я бы не мог сделаться никогда, но нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы... во дни моей юности... Ф.М.Достоевский
    Главное открытие Достоевского в том, что русская революция - это феномен не политический, а религиозный. Н.А.Бердяев

    Потрясающе...до самых основ, до самых тёмных, пыльных и позабытых закоулков души. Так я и осталась замершей над последней страницей романа глубокой летней ночью на даче вдали от цивилизации. Так до сих пор и кружатся вокруг бесы и загубленные ими души погибших героев романа. Даже робею писать, боюсь заблудиться в этом многоэтажном и многоподъездном здании Русской Трагедии, возведённом Достоевским. Сколько же там комнат, комнатёнок и чуланчиков, наполненных страданием, болью, страхом и одиночеством. Как жаль, что критики девятнадцого столетия не захотели открыть все двери, обозвали роман пасквилем и освистали ФМ, и какое счастье, что двадцатый век взял огромную связку ключей и снова открыл двери подъездов...

    Да, роман, несомненно, политический, кровоточащий от болезней того времени, но это не всё... Он невероятно актуален и сейчас. Он вечен, и герои его вечны. Николай Всеволодович Ставрогин. Завладел всеми моими мыслями. Потряс своим расколом, метаниями, своей "теплотой" ("Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" - читает ему Тихон из "Апокалипсиса", с ходу угадав его трагедию). Не могу я уложить в себе, сколько внутренней смелости, а может равнодушия нужно, чтобы совершать то, на что ОТ СКУКИ(!) решался Ставрогин. Нет, любой человек грешен, негармоничен, вечно мечется, ищет логики в себе и в окружающих, но чтобы так, как Николай. В нём столько харизмы... Он - "барчук", красив, умён, бесстаршен, горд... В него влюблено столько женщин... Не в этом же причина? Не поверю! Стать для некоторых чуть не идолом, но говорить им совершенно противоположные вещи (ты верь в Бога, а ты отрицай, например). "Пользоваться" несколькими женщинами, с наслаждением их обманывая, да ещё и желать их столкнуть, чтоб побольнее было им, а ему...для пробы. Для той же пробы совершить страшную гнусность, о которой и говорить не буду (кто читал - поймёт). Для того же странного удовольствия такая женитьба. И прочее, и прочее. Там у ФМ ещё много про Ставрогина припасено... Выбросить жизнь свою на ветер и быть смыслом жизни для такого количества людей. Парадокс! Не зря Достоевский хотел всю жизнь написать произведение "Житие великого грешника"... Вот и родился он у него в "Бесах". И, что удивительно и даже ужасно, мне глубоко симпатичен Николай Всеволодович, мне жаль его, и страшно встретить такого ставрогина на своём жизненном пути. Не знаю, кем я стала бы для такого - Лизой или Дашей, а может Марьей Шатовой? Избави... Пётр Степанович Верховенский. Исторический Сергей Геннадьевич Нечаев собственной персоной. Нигилист, революционер, лидер "Народной Расправы" 19 столетия. Человек, ещё с уроков истории в школе заинтересовавший меня. И вот он здесь. Циничный, изворотливый, злой, безжалостный, бесчувственный. Готовый и совершающий тот страшний поступок, которым так известен Нечаев. И много разных других поступков, всё в романе... Он - откровенно противен, страшен, потому что практик, в отличие от Ставрогина. Хотя, по логике, Ставрогин должен быть страшнее. Но не получается. Женские образы. Как всегда у Достоевского, он верен себе. Они разные, но они такие женщины, каждая из которых поражает. Импульсивная красавица Лизавета Николаевна (наидостойнейшая партия Ставрогину, кабы не...), тихая Даша, готовая к "мармеладовщине", обе Марьи... И все для Ставрогина. Не говорю уж о его матери генеральше Варваре Петровне, в итоге оказавшейся тоже обыкновенной женщиной (меня умилили эти сцены в конце). Старики-либералы . Они выглядят самыми карикатурными, но они - слепок эпохи, на мой взгляд. Изнеженный, экзальтированный, живущий прошлыми "подвигами" приживальщик Верховенский - льдина, дрейфующая по морю современности и вызывающая смех и презрение. Хотя в итоге все ж истинно пришёл к Богу и "правде" с Ней. Ну а Кармазинов, конечно, прототип самого Ивана Сергеевича Тургенева, о взаимоотношениях которого с Достоевским не известно только ленивому. Всё, что в романе связано в революцией, у меня вызывет ужас своей бесовщиной. Тот же ужас, который истпытываю, когда вспоминаю о прошедшем столетии. То же смятение от мысли, что так смогли растоптать всё, что создали до... Говорить об этом можно много, тем более больное, но выдержусь в рамках. А в целом, весь роман проникнут мыслью о том, что бесы покинут людей, войдут в свиней, и свиньи прыгнут в пучину вод со скалы. Вот только кто будет, а может уже кто-то был, этими свиньями? Может, такие как Пётр Верховенский, которого Достоевский всё же отпускает (????) в романе? Наверно, для того и отпускает... А люди сядут у ног Иисусовых. Всё как в эпиграфе к роману. В этом весь человеколюбец Достоевский, показавший всё смятение души человеческой, способность этой души к выбору. А раз душа способна выбрать, то невозможно Злу навечно закабалить её! Вот так-то!

    P.S. И у меня снова очень удачное уничтожение долгостроя!!!

    like86 понравилось
    611

Комментарии 53

Ваш комментарий

, чтобы оставить комментарий.

Аватар пользователя
NikolaiIvolgin1 апреля 2013

Набоков упрекал Достоевского в... пошлости. Приводил пример, как блудница и убийца читают библию. Вот это браво!

Пошлость - это именно убийца и блудница за чтением вечной книги. Умилится и разрыдается Марья Федоровна, доярка из Саратова, читая такое, подопрет голову и скажет подруге: "Вчера весь вечер над книгой проплакала! Как же тонко, как удивительно он все свел!! Сколько я нашла в этом глубины и граней!" Пошлость это кубики для народа. Один на другой поставил: "Гы, красиво!"

Пошлость это желание умыться слезами, глядя на горку слоников и искуственные цветочки. Это описывать в меню семикопеечный гарнир, делая вид, что описываешь haute cuisine.

Самое главное - пошлость не преображает реальности. Не меняет ее, не противодействует сползанию человека в зверство.

Чем Достоевский и занимается. Он просто заливает семкопеечный гарнир огромным слоем искреннего из души идущего надрыва по поводу нашей (собственной) греховности. Но это не преображает реальности. Гарнир остается семкопеечным, а ФМ выглядит глуповато, кроме как для простых душ, видящих в сосисках с горошком "мощные характеры".

Достоевский вышел из Шиллера, переводных французских романов, простушки Жорж Санд, и Шекспира. И это сплелось в нем в неудобоваримую амальгамму. Первые его пьесы (утерянные) были "Борис Годунов" и "Мария Стюарт". Чувак не мелочился с самого начала. Но одно дело хотеть...

Почитай по поводу пошлости Гессе "Степной волк". Гессе пишет, что в особо трепетной любви к пошлым укпашениям бюргерского быта признак одичания нации. ФМ, по моему мнению, одичанию нашей поспособствовал.

Аватар пользователя
NikolaiIvolgin1 апреля 2013

Набоков упрекал Достоевского в... пошлости. Приводил пример, как блудница и убийца читают библию. Вот это браво!

Пошлость - это именно убийца и блудница за чтением вечной книги. Умилится и разрыдается Марья Федоровна, доярка из Саратова, читая такое, подопрет голову и скажет подруге: "Вчера весь вечер над книгой проплакала! Как же тонко, как удивительно он все свел!! Сколько я нашла в этом глубины и граней!" Пошлость это кубики для народа. Один на другой поставил: "Гы, красиво!"

Пошлость это желание умыться слезами, глядя на горку слоников и искуственные цветочки. Это описывать в меню семикопеечный гарнир, делая вид, что описываешь haute cuisine.

Самое главное - пошлость не преображает реальности. Не меняет ее, не противодействует сползанию человека в зверство.

Чем Достоевский и занимается. Он просто заливает семкопеечный гарнир огромным слоем искреннего из души идущего надрыва по поводу нашей (собственной) греховности. Но это не преображает реальности. Гарнир остается семкопеечным, а ФМ выглядит глуповато, кроме как для простых душ, видящих в сосисках с горошком "мощные характеры".

Достоевский вышел из Шиллера, переводных французских романов, простушки Жорж Санд, и Шекспира. И это сплелось в нем в неудобоваримую амальгамму. Первые его пьесы (утерянные) были "Борис Годунов" и "Мария Стюарт". Чувак не мелочился с самого начала. Но одно дело хотеть...

Почитайте по поводу пошлости Гессе "Степной волк". Гессе пишет, что в особо трепетной любви к пошлым укпашениям бюргерского быта признак одичания нации. ФМ, по моему мнению, одичанию нашей поспособствовал.

Аватар пользователя
Bashmetka14 июля 2012

Да, и Бердяев прав был, когда сказал, что в действие романа он пришёл уже мёртвым... Духовно... Дальше пути у него не было.

Аватар пользователя
Bashmetka14 июля 2012

И, кстати, он говорил, что на самоубийство не пойдёт, но пошёл. Это, конечно, опять его дуалистичность, ведь он только предлагал Даше совместную жизнь, но вот уже решился. Думаю, это поступок для него. Он верил и не верил в Бога, решался на ужасное, но совесть в нём жила. И он ушёл на Суд, закрыв рот своей истерзанной им же самим душе.

Аватар пользователя
Bashmetka14 июля 2012

Точно, пустота. Но в то же время все существуют в романе благодаря ему. Все с ним связаны, на всех его отпечаток...

Аватар пользователя
Medulla14 июля 2012

На самом деле Ставрогин гипнотизирует отсутствием страха перед жизнью, перед Богом,то есть перед тем,что является главным мотивом жизнеспособности человека. Каждый из героев был очарован им,каждый. Без исключения. А потом это очарование выливалось в массовые преступления...самоубийства. Он спустился в такие глубины своей души - не приведи Господи никому.И повернулся лицом к себе такому. И вот здесь в этот момент в нем все перемешалось. ''я бога убила'' - чистоту в себе убила. в ребенке можно пробудить страшное,низменное. То самое что в глубине. Он умел это делать, потому что ЗНАЛ, что там. И ещё вот что удивительно: в каждой сцене где он появляется он такое ''ничто'',пустота,провал, он вроде бы присутствует в сцене, что-то говорит, а ощущение что его нет - пустота... А роман гениален: гротеск-лубок-пародия в соединении с глубочайшей трагедией.

like1 понравилось
Аватар пользователя
Bashmetka14 июля 2012

А Бердяева пока кусками читала. Сегодня же засяду, спасибо за совет!

Аватар пользователя
Bashmetka14 июля 2012

Да, Ставрогин меня заворожил. И мощи в нём много, идей, возможностей тех же. Может от того, что их так много, что его сознание постоянно и напряжённо работает и не "зависает", как у большинства, он и не может выбрать что-то одно? Мечется, как любой глубоко интеллектуальный человек. Вот только вся сила его ушла в мерзости. Эта его трагедия меня поражает.

like2 понравилось
Аватар пользователя
Natalli14 июля 2012

Круто! Рецензия достойная писателя. Вам больше всех интересен был образ Ставрогина, я правильно поняла? Мне - тоже.

Выбросить жизнь свою на ветер и быть смыслом жизни для такого количества людей.

Все так!. А еще он сам страдал от безмерности своих сил, возможностей. Не знал куда их приложить и направить, вот постоянно и испытывал судьбу. Чтоб скучно не было. Про него Бердяев хорошо написал в статье "Ставрогин".

like1 понравилось
Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

Согласна. И по мрачности, и по охвату идей, и по "смертности"... :)

Аватар пользователя
valico13 июля 2012

Это, наверно, самая страшная книга Достоевского.

Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

Неееет. В школе этого не проходят. :) Имелось в виду "в школьные годы". Просто если мне что-то интересно из прочитанного - копаю об этом по максимуму. Вот и вышла на Мих.Мих.Бахтина, известного литературоведа.

Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

Помню в своё время, ещё в школе, потрясли работы Бахтина о системе двойников у ФМ. Двойник Ставрогина, думаю, Верховеснкий. Ставрогин думал, вскользь предлагал, Верховеснкий - исполнял, не боялся действовать. У Ивана Карамазова - Смердяков. Иван только думал об убийстве, а тот взял и убил. Вот тоже сходство.

Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

ДА! Вы натолкнули на мысль. Для меня Ставрогин у него тоже особняком стоит. Правда иногда вспоминался Иван Карамазов со своими терзаниями. Но Иван не такой. Он - искатель. Хотя...

Аватар пользователя
osservato13 июля 2012
Не_людей???

С определенного момента в произведениях Достоевского начинают появляться инфернальные персонажи. Для меня Ставрогин пока что самый яркий из них, потому что не все еще у Ф.М. читала. Да, польская экранизация на мой вкус очень хороша.

Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

Не_людей??? До экранизации поляка ещё не дошла. А что, хороша? В данный момент смотрю фильм "Бесы" Таланкиных 92 года.

Аватар пользователя
osservato13 июля 2012

Ставрогин - самый для меня интересный из типажа не_людей у Достоевского. А Кириллов со своим безумием впечатлил только после экранизации Вайды.

Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

Благодарю, Рита. Кириллов тоже мощный персонаж. Такие в нём страсти клокотали, а такой трогательный мне показался в сцене с мячом и ребёнком. :) А отношение к революции... Мне кажется, что это очень интимно... Имеете право.

Аватар пользователя
Toccata13 июля 2012

А мне Кириллов нравился _______ Ставрогин - не)

А роман потрясающий, соглашусь, даже не стала ничего писать в свое время, настолько сильное впечатление произвел. Хотя бесовщина революции не вызвала ужаса, а, напротив, заворожила (плохо, может, но так и было), рецензии плюс =)

like4 понравилось
Аватар пользователя
Bashmetka13 июля 2012

Хотя может вы про Кириллова? Но он не притронулся...

Показаны ветки 120 из 23