Рецензия на книгу
Полночь
Дин Кунц
bobrushka10 июля 2012 г.Это мое первое знакомство с творчеством Дина Кунца, долгое время избегала книг этого писателя и мистических триллеров вообще (не притягивало литературное направление с обилием чудищ, массово и жестоко убивающих людей без разбора; плюс удручала перспектива потерять сон из-за страха, опасаться каждой тени и подозревать в зверствах всех и вся).
Что касается сюжета:
В некотором небольшом городке Мунлайт Ков в США некий сумасшедший гений Томас Шаддэк создает некую технологию. Эта технология внедряется неким образом в организм человека ради осуществления детской мечты "великого и ужасного" Томаса Шаддэка, а конкретно, - ради власти его над Мунлайт Ковом и над всем человечеством. Исполнению этой мечты препятствуют сбой программы, вмешательство извне и собственные проблемы Томми.Вообще книга просто не впечатлила, она не оставила глубокого следа и не дала сильных эмоций. В определенном смысле я ожидала под термином "мистический триллер" обнаружить хотя бы в завуалированной форме понятие "саспенс". Однако ошиблась; при обилие невообразимых чудовищ и жестоких убийств никакого нагнетания атмосферы ужаса (подразумеваемого под словом "саспенс") в романе не обнаружила. Почему вообще вспомнила о саспенсе? Все просто: с самых первых страниц действие окутывает туман и я вправе была рассчитывать, что этот самый туман вкупе с сумраком станет полноправным действующим персонажем, а не всего лишь размытым фоном, коим оказался в действительности.
Также не испытываю особой любви к совершенно не оригинальным идеям, но на протяжении всей книги Дин Кунц устами своих героев ссылается на "Остров доктора Моро" Г.Уэлса, и не просто напоминая о событиях и персонажах, а прямо называя произведение и автора.
Некоторое оживление вносят образы "чудовищ". Дальше СПОЙЛЕР.
Идея Томаса Шаддэка заключалась в единении человека и машины. Но он собирался лишь "приступить", одарив человечество способностями жить долго, не нуждаться в отдыхе и концентрироваться на работе. Эксперимент вышел из под контроля и после болезненной процедуры "обращения" человек утратил все чувства и эмоции. "Создатель" оставил "созданиям" только страх и желание, якобы единственные необходимые для жизни. Опять же речь идет о страхе исключительно за свою жизнь и о желаниях, связанных с первичными потребностями. Таким образом, каждый "обращенный" оказался заточен как в клетке этими двумя чувствами и разрываем ими, а кроме того способным изменять свое строение и сознание.
И тут уже два выхода: упрощение (дабы не чувствовать страх и поддаться примитивным желаниям) и усложнение/усовершенствование (дабы отказаться вконец от страха и от желаний). В первом варианте люди, не находя чувств и эмоций, к которым привыкли, опускаются до животных, получая примитивное наслаждение от удовлетворения примитивных желаний. Причем опускаются вниз не по своей эволюционной лестнице, а воплощая свое представление о животном (если выражаться конкретнее: люди недалекие воплощают образы популярных киночудовищ); и дальше вниз к максимальному упрощению до аморфной белковой формы жизни.
Глядя на это "создатель" Томас Шаддэк возмущается, что ,обладая способностью изменяться, люди выбирают превращение в животное, а не совершенствование. Это самое "совершенствование" заключается для Шаддэка как раз в единении человека и компьютера. И ведь действительно, большинство людей, преклоняющихся перед машинами, совершенно уверены, что именно в этом слиянии следующий этап человеческого развития. Хотелось воскликнуть: "что за бред?! Неужели вы не видите, что оба варианта - тупиковые? Почему человечество так зациклено?! Почему мы не видим других путей для развития?!" Окончание СПОЙЛЕРА
В общем, я все еще в поисках открытия, в поисках прорыва в человеческом сознании и восприятии, и как следствие, - в литературе. Мне нужна идея, за которую захочется бороться. В этом произведении такой идеи нет.Книга сугубо "развлекательная", написанная простым и понятным языком. Что опечалило, так это отсутствие ожидаемых эмоций. Знаете выражение "если постоянно называть золото "золотом", то оно потускнеет"? Вот и здесь: слово "страх" так часто встречается в тексте, что теряет свой смысл.
И опять же, далеко не всегда стоит доверять обложке. Роман вышел в серии "Книга загадка, книга мистика", но загадки как раз и нет. Есть только отгадка.. да, одна, на все пятьсот страниц.
Итог:
Невыразительно. Неинформативно.4349