Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним6 декабря 2020 г.

    как уйти из серого бытия в яркий мир лондонского социального дна и не потерять себя за линией Андерсайд

    Наверное, это игра такая. И я сейчас не столько о книге, сколько о фантазии лондонского подростка, едущего из Бэктона в Тэплоу, и представляющего по пути невиданный магический мир, где станции: angel, blackfriars, gospel oak, seven sisters, etc. - прямое указание на местоположение каких-то людей и вещей. Мне кажется, достаточно большое количество лондонцев мысленно выстроили свой мир городской подземки, вот только не все его реализовали. И этим Гейман выделяется из общей массы, он написал оду Лондону и увековечил его метро.

    Я думаю, что моя рецензия будет являться больше отрицательным отзывом, хотя, честно говоря, я воспринял эту книгу нейтрально, я бы сказал, равнодушно. Сразу предупрежу, что в моём тексте будет ряд спойлеров, поэтому если вы эту книгу ещё не читали и вам важно сохранить сюжетные детали в тайне, то киньте мою работу в закладки, идите читайте книгу, и только потом, со своими мыслями и взглядами, добро пожаловать на страницы моей работы.

    Начинается эта история с того, что некий парень, по имени Ричард, решает остановиться и помочь израненной девушке. Этим действием он идёт в конфронтацию с девушкой своей, которая на эмоциях разрывает помолвку. И здесь первый момент, который мне не понравился - клишированность подруги Ричарда. Этот образ так часто попадается на глаза, что он порядком надоел. Наверное, автор просто искал самый лёгкий способ оторвать своего героя от реальности, поэтому и наделил его любимую таким поведением.

    Параллельно развивается линия с израненной девушкой, которая всячески пытается уберечь Рича от сближения с её миром, миром Нижнего Лондона (о котором тёплым летним вечером думает в метро лондонский подросток). Но к несчастью для нашего героя, он делает ряд шагов вниз и оказывается вычеркнутым из жизни Лондона (Верхнего). И здесь, наверное, проходит основной фон произведения, не столько фэнтезийный, сколько социально-драматический. Ведь это прямая аллюзия на обездоленных. Всего пара неверных шагов и вы рискуете провалиться в подвал вашего города - в нижний мир. Иными словами, отправиться на социальное дно, из которого будет очень проблематично выбраться.

    Я не буду углубляться в сюжет, назову лишь второй момент, который мне показался странным: Ричард бродит по всей этой клоаке и не обозначает свою цель. Вот чего он хочет? Вы ответите: вернуться домой. Я отвечу: вернуться домой (скорее всего, есть и другие варианты, например, сблизиться с той девушкой из Нижнего мира, но не суть, не это главное). А наш герой ничего не говорит. Он просто заполняет пространство и идёт по сюжету, но куда он идёт? Почему он так реагирует? Пусть даже история была без сюжета, но цель героя, цель-то должна быть, он же не пустое место, это личность, которая попав в такую ситуацию должна определить для себя дальнейшие действия. И только ближе к середине книги, на встрече с Ислингтоном он наконец заявляет, что хочет вернуться домой. Алилуйя. Нет, я конечно, мог что-то пропустить, такое мелкое, намекающее, но это не отменяет того факта, что герой не дал должной реакции и не озвучил цель, а тупо бегал за Д'верю (та девушка, которую он спас. Бегал в прямом смысле, а не в плане подката).

    И вот бегают они, скитаются и прибегают к очередному моменту, к которому у меня небольшие вопросы: недосказанность. Кто такие пастухи с Шепердс-Буш, что это за линия Андерсайд, кто такие 7 сестёр и почему Д'Верь так боялась Серпентину? Всё это осталось в стороне. Можно, конечно, предположить, что автор задумал раскрыть всё это во второй части, но он объявил о работе над продолжением спустя 20 лет. То есть, можно представить, что этого продолжения могло и не быть, сложись коммерческая судьба романа немного иначе.

    Произведение всю дорогу представлялось мне своеобразной RPG игрой, где тебе дают бесконечные миссии: беги к монахам и возьми у них ключ, ты прибегаешь к монахам, они посылают тебя ещё на три квеста, и ты бегаешь, прокачиваешься, лутаешь всё вокруг. Можно сказать, что у книги игровая атмосфера. А вот переходы сериальные (ну это и понятно). Я прям прекрасно видел моменты, на которых заканчивалась серия и начиналась новая.

    А теперь момент, на котором я совсем разочаровался и сильно снизил рейтинги произведения. Момент со Зверем. У нас есть мощнейшая Охотница и обычный лондонский клерк, который непонятно как дожил до этого момента. И Зверь спокойно её одолевает, но отлетает от Ричарда. Ну что за бред. Это такая сказочка. Нет никаких предпосылок по книге, что он сможет его одолеть. Это спонтанная победа. Ну, да, ему что-то снилось, но это не предпосылка. Да, это можно сделать как пророчество, но затем всё равно должны быть шаги по развитию героя к этому уровню. Этот момент - творческая неудача Геймана.

    Затем Ричард возвращается домой и у него резко всё идёт в гору. Опять непонятно почему. Опять очень сказочно. И вот тут автор мог всё извернуть и преподнести всю историю, как героиновые ломки, трипы на психоделиках, помешательство. И тогда всё бы стало на свои места. Наш герой на фоне разрыва просто триповал с маргиналами и сражался со зверем в своей голове. Он так накидался, что вышел из своего тела и бродил по улицам Лондона, и именно, поэтому его никто не замечал. А так как, бродяги находились рядом с метро, то там была карта, залипая на которую наш герой представлял себе ангелов, монахов, сестёр.
    И ведь как бы изменился смысл момента в конце книги, когда герой прямым текстом говорит о серости настоящего мира, и как ему хочется вернуться в тот, нижний мир, ему хочется сидеть на наркотиках и ловить трипы, он подсел и бродяги теперь для него лучшие друзья. Он даже не пытается снова сойтись с девушкой, заявляя прямым текстом: я теперь другой человек. Ну, то есть, у меня теперь другие интересы, детка. Наркотики меня возбуждают больше. Ведь начинающие наркоманы обычно так и рвут. Они считают, что изменились и их старый партнёр кажется скучным и унылым, их больше не тянет к нему.

    Но если допустить, что Карабас, который ещё, ко всему прочему, и негр - это драг-диллер, то можно вывернуть концовку, как приход за дозой. Но это уже психоделика. Пойду-ка я читать Берроуза.

    пс. А вообще, верьте в сказки, выдумывайте свои миры и наделяйте окружающую вас среду иным смыслом. Мир, который выстроил Гейман интересен и содержит в себе множество прекрасных находок и отсылок.

    16
    559