Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Призрачная охота

Буало-Нарсежак

  • Аватар пользователя
    Аноним4 декабря 2020 г.

    Неделимая собственность, или Роковая любовь

    «В основе лежала их любовь, невероятная, пагубная, обреченная с самого начала. Невинная, но роковая …»
    (Буало-Нарсежак. «Призрачная охота»)

    ЗДРАВСТВУЙТЕ!
    Про любовь, кажется, всё уже известно. Её воспевают поэты. Художники – пишут картины. Скульпторы – воплощают в своих изваяниях. Писатели, творящие практически в любых жанрах, не обходят любовь стороной. Но этого мало. Её всегда будет не хватать, потому что она – начало всех начал – добра и зла …

    Любовь может принимать различные образы. Может превращаться в нечто такое, чему объяснение не находится. Специалисты – психологи могут объяснить самые невероятные метаморфозы человеческих характеров и проявлений. Обычных людей – непрофессионалов непонятная любовь может ввести в ступор.

    Я испытала что-то в виде лёгкого шока (недоумения) после прочтения романа французских соавторов Буало и Нарсежака «Призрачная охота» (L'ombre et la proie) (1951г). Это первое совместное произведение гениальных мастеров детективного жанра – Пьера Буало и Пьера Эро (псевдоним – Тома Нарсежак). Они его ещё даже не подписали всемирно известным псевдонимом – Буало – Нарсежак. Это было что-то вроде «пробы пера». Получилось, на мой взгляд, неплохо. А два Пьера были не довольны. Зато следующий их совместный роман – «Та, которой не стало» – признанный шедевр нового детективного жанра.

    Буало – Нарсежак стали основоположниками такого поджанра в детективном жанре, когда на первый план выходят личности персонажей, их переживания – внутренний мир, трепетная жизнь. Это они являются создателями детективно-психологического романа. Здесь психология является главным стержнем всего произведения. Душевное состояние человека, находящегося в различных экстремальных ситуациях – вот что волнует соавторов. Психология помогает раскрыть преступление. Она же объясняет мотивы поведения персонажей: внутренний мир человека полон загадок и тайн …

    Для меня в первую очередь «Призрачная охота» была интересна тем, что это «первенец» знаменитых классиков. Хотелось посмотреть, почему они сами были не очень довольны своим детищем и убедиться, так ли уж роман плох.

    Я бы не сказала, что «первый блин - комом». Есть некоторые шероховатости, неровности (комочки), но он же – первый. Можно простить. При этом замысел романа – великолепный!

    Фабула романа такова. Жили-были брат и сестра. Старшая сестра заменила мальчику мать и воспитала его. Юноша – прекрасен, как Аполлон, но при этом честолюбив и самонадеян. Зарабатывать на жизнь они не научились. Сложные жизненные обстоятельства вынуждают их переезжать с места на место. Их жизнь зависит от случайностей…

    Случайностей в романе достаточно много. Рок, судьба определяют развитие сюжета. Роман – небольшой и в нём раскрывается одна сюжетная линия – пребывание Симоны и Сильвена (сестра и брат) в усадьбе местного фабриканта Фомбье под многозначащим именем «Мениль». Мениль – дословно это «собственность». Именно собственность является основным понятием, ведущим к разгадке целого ряда трагических событий в «Мениле» в прямом и переносном смысле. Не раскрывая сюжета, хочется отметить, что соавторы вложили в название поместья разгадку череды невероятных преступлений. Для русскоязычного читателя название усадьбы ничего не сказало бы.

    События развиваются стремительно. Даже чересчур. Особенно невероятно быстро развились любовные отношения между Сильвеном и Клодеттой – падчерицей Фомбье. Причём удивительна психология этих отношений – есть над чем поразмышлять. Воистину природа души человека – загадка.

    Описание усадьбы, его внутреннего обустройства, сада, ландшафта, природы, ландов – объёмное, зримое, образное. Соавторы не грешат, на мой взгляд, излишней детализацией – всё в меру.

    Второстепенных персонажей – немало. Их портреты, характерные черты прописаны очень хорошо. Ведь именно психологизм лежит в основе прозы Буало – Нарсежака. Читатель видит и чувствует живых людей. Эта сторона романа – наиболее удачная, по моему мнению.

    Понравился образ детектива. Манерный, хитрый, «сам себе на уме». Это комиссар Флесуа:


    «Флесуа оказался пятидесятилетним толстячком, с медленной речью, приятными манерами. С подчиненными, свидетелями и даже с подозреваемыми он разговаривал чуть ли не заискивающим тоном. Застенчивость, думали коллеги».

    Флесуа – главный психолог в романе. Именно психологические рассуждения позволили ему раскрыть череду ужасных смертей в «Мениле».

    Развязка – неожиданная. Великолепный мэтр Флесуа всё разложит по полочкам, опираясь на знание природы человека, тайники его души. Интересно … Удивительно.

    Почему не поставила наивысший балл. Местами текст был похож на фрагменты сценария. Это вызывало диссонанс в целостности восприятия романа. Но подумав над тем, на сколько сложно было создавать произведение двум соавторам, находящимся в разных городах, когда средствами связи были письма и телеграммы … «Снимаю шляпу, господа», как говорится. Да и замысел (ещё раз подчеркну) хорош. И, конечно же, – новаторство в детективном жанре. Поэтому оценка высокая – «хорошо».

    31
    458