Рецензия на книгу
Море, море
Айрис Мёрдок
Аноним6 июля 2012 г.«Чтобы создать отношения, мало этого захотеть и остановить на ком-то свой выбор».Вот она вся правда жизни, горькая, неумолимая, неизбежная. Делать ставки, просчитывать ходы всегда приходится в расчете на кого-то еще, на того другого, кто тоже втянут вольно или невольно в эту игру. Нельзя блестяще сыграть свою роль не обращая внимая на диалоги других актеров, слишком уж велика вероятность однажды оказаться совсем одному на сцене, неистово тараторя свой монолог в пустующий зрительный зал.
Какого это встретить свою первую любовь лет через сорок после расставания? Ту самую, которой жил все эти годы, которую хранил и лелеял в своем сердце, оберегал от ненужной суеты и пошлости окружающего мира, от укоров и пересуд. Увидеть ее и понять, что вот она совсем рядом, стоит только протянуть руку, такая близкая и такая далекая, такая желанная и такая недоступная, с посеребренными волосами и подернутым пеленой взглядом, но это она, та самая девчонка, чьи сухие, но горячие губы ты так нежно целовал когда-то. Вот только она уже много лет замужем, живет тихой размеренной жизнью в прибрежном домишке, где нестерпимо пахнет розами. Но ведь это такой пустяк, такая мелочь, по сравнения с настоящим чувством, которое живо и по сей день. Но живо ли? И было ли оно любовью, а не простыми ребячьими забавами? В какие игры бы не играли дети, взрослые тоже в них играют, только правила все более усложняются с возрастом, запутываются, переплетаются.
Главный герой эгоист. Эгоист, каких еще поискать. Но можно ли его осуждать за это?
«Ведь все мы живем в свете самоудовлетворения, ради какой-то тайной, неугомонной внутренней сущности, еще более непостижимой, чем наш разум. Иначе мы и не можем жить, если только мы не святые, а есть ли среди нас святые?»На что мы идем, чтобы добиться счастья? Этого призрачного далекого маяка, которого и достигнуть-то в полной мере никто не может. Сколько жертв мы готовы предложить ненасытным богам, на сколько голов наступить, в этой безумной погоне за самой идеей счастья.
В этом романе экзистенциализм проявляет себя в полной мере, он наиболее концентрирован, уплотнен и вырывается наружу в каждом размышлении, каждом диалоге. Мердок искусно балансирует на грани между реальностью и абсурдом, обыденностью и мистикой, затрагивает извечные вопросы веры, любви, ревности, предательства, верности, поиска себя. Ее книги не просто отражение реальности, они и есть реальность.
В любимое!
2274