Рецензия на книгу
Моряк, которого разлюбило море
Юкио Мисима
Аноним5 июля 2012 г.Прочитав на сегодняшний день все изданные на русском романы, повести, рассказы, эссе и пьесы Юкио Мисимы, могу с уверенностью говорить, что почти 10 лет своей жизни испытываю к писателю определенно положительные чувства: любовь за "Золотой храм" и "Жажду любви", уважение за рассказы и эссе, восхищение за тетралогию "Море изобилия", благодарность за "Исповедь маски" и "Запретные цвета", признательность за развитие фантазии - к его пьесам но.
Всего лишь дважды разочаровался или, точнее, недополучил дозу удовольствия: когда-то давно "Шум прибоя" вызвал скуку своей откровенной заурядностью, а теперь "Моряк, которого разлюбило море" ужаснул и обескуражил образами главных героев.Не секрет, что во всех произведениях Мисимы сквозит в том или ином виде тема смерти: физическая, духовная, смерть вещей, идей, желаний, устремлений. В "Моряке..." она особо извращенная: потеря героями смысла, ориентира и собственной воли. Фусако после смерти мужа желала вновь раствориться в сильном мужчине, появление Рюдзи было для неё равноценно спасению. Однако она ошиблась; как часто бывает, чем твёрже скорлупа, тем нежнее мякоть: воплощение мужественности, Рюдзи не в силах найти своего места в жизни. Замкнутый, неулыбчивый, рано переживший смерть родителей и сестры, он надеялся забыться в море, в тропиках, но юность, жажда славы и очарование странствиями проходят, всё больше зреет тоска по твёрдой земле под ногами и женщине рядом. Только принесет ли ему душевное спокойствие перспектива обеспеченной стабильной жизни управляющего магазином? Знает ли он ответ, не в силах посмотреть из окна на море?
Нобору, самый отталкивающий персонаж романа. Уже с первых страниц он нависает грозовой тучей, бесстыдно подглядывая за матерью. Выросший в обеспеченной семье, не особо умный, избалованный и с ранних лет постигший мастерство лицемерия, классически попадает в "дурную компанию", где даже имён нет, лишь схематические Главарь и пятеро номеров. Не научившись различать добро и зло, в свойственном юности бунте самоутверждения, в попытке заполнить пустоту внутри себя, безвольные и заурядные дети приходят к трагическому финалу. По-детски неспособные нести ответственность, оправдываются сводом законов и сознанием своей "исключительности". Да, они по-своему познают мир, но это тот случай, когда к одной цели ведет множество путей, и задача созревающей личности - пойти по одному из верных.
Нобору - это "не созревший" Раскольников: заурядный, безвольный, жестокий, трусливый.Вероятно, я слишком субъективен, однако многолетняя любовь к Мисиме не оставляет места иному. Никому бы не рекомендовал начинать знакомство с автором с этого романа.
37290