Рецензия на книгу
Die linkshändige Frau
Peter Handke
Аноним28 ноября 2020 г.Литературный артхаус: книга как поступок
Что это было? Что это за странная книга, которую я прочитала почти случайно, но которая, однако, удостоилась Нобелевской премии?
Она родом из далекого 1976 года, когда все – «и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - были совсем другим, являясь пока еще неустойчивым, колеблющимся отражением грани между традиционным послевоенным личностным укладом и новой, едва нащупываемой женщинами, «свободой быть» - быть кем-то, что ты пока не очень осознала, но чье рождение внутри себя уже отчетливо чувствуется, как первые толчки ребенка в материнском животе. Сойти с привычной бытийной магистрали, особенно в одиночку, всегда нелегко, наверное, поэтому женщины часто выбирают опцию «оставить все, как есть», когда реально нужно менять хоть что-то, если не все. Но главная героиня Марианна недаром почти по-бергсоновски верит в возможности неистового порыва. Она выбирает новую себя, пока еще полностью не представляя, какой же «новой» она должна стать. Книга короткая, как короток и миг, в который принимается решение и происходит трансформация. Марианна в ней как бабочка, уже покинувшая кокон, но еще только оглядывающаяся кругом, пока сохнут и расправляются ее крылья.
Для меня книга была как синтез Ионеску и Камю. Текст намеренно обезличен, наверное, чтобы его образы можно было примерить на любую личность, и каждый мог почувствовать себя если не Марианной, то Бруно, актером, издателем – в общем, любым из героев, - как человеком, находящимся в экзистенциальной паузе, из которой он то ли хочет, то ли не хочет выйти. Роман абсолютно лиминальный. Как литература он совершенно не интересный («два месяца из жизни Марианны»), но по тому, что он конструирует внутри читателя – исключительно прорывной для своего времени: новая структура самоотношения создается внутренней противоречивостью каждого образа, их отчужденностью друг от друга, «одиночеством вдвоем, втроем… вместе», ожиданием «прихода индивидуальности», нелепыми поступками, в которых ищется и обретается «Я». Поступок героини - рискованный эксперимент над самой собой в поисках более счастливого и самобытного ощущения себя. А у кого, на самом деле, хоть тогда, хоть сейчас, хватает мужества пуститься на этот поиск?
Книга написана рвано, тускло, угрюмо, почти безлично, в стилистике короткой пьесы, и тем не менее производит довольно необычное впечатление: «тревожность бытия» одновременно пугает и мотивирует самой возможностью все же найти иного, подлинного себя, уклониться от извечного подстраивания под чужие ожидания и наконец опознать свои собственные желания, встретиться лицом к лицу с самим собой. Под конец мне даже понравилось, и было немного жаль, что автор сказал так мало, впрочем, оставив избыточно простора для «обдумывающих житье» и решающих «делать жизнь»… с себя.
33870