Рецензия на книгу
Суть дела
Грэм Грин
Booksniffer24 ноября 2020 г.Тема второй мировой войны в романе почти не звучит, а вот войны с самим собой за добро и зло – в общем, книга как раз об этом. Это – нелёгкая история (ну Грин же!) о том, как сложно сохранить себя, как легко оступиться и катиться вниз, особенно когда вокруг совершенно иная культура, вредные условия жизни и один розовый джин в качестве помощи от хандры. Есть ещё и религия, но насколько она помогает, и против чего, остаётся невыясненным. А впрочем, все темы остаются недораскрытыми – любовь, жалость, стремление навести хоть какой-то порядок вокруг себя; ну разве что только с одиночеством всё понятно. Потому что, хотя «Суть дела» затрагивает все эти вопросы, в сущности она – только о судьбе одного отдельно взятого человека, и, в зависимости от подхода читателя, это может сделать роман либо очень интересным, либо совсем не интересным. Он может дать повод для очень серьёзных размышлений и споров, а может просто заставить отмахнуться от Скоуби: мол, нет таких людей, а если есть, тем хуже для них. На протяжении книги иногда хочется сделать это. Но идти некуда – кругом Африка, невидимая война и очень даже осязаемые женщины с иголочками в руках. Если даже нет таких, как Скоуби, и на религию мы не возлагаем надежды, а если и возлагаем, лишиться почвы под ногами легко может любой. Так что «Суть» будет оставаться актуальной, пока есть «дело».
Очень интересно показывает Грин в последней главе, как «смерть героя» отражается в людях вокруг него; и хотя в последних строчках опять звучит слово «любовь», мне показалось самым важным подытоживание священника: нам, говорит отец Рэнк, люди знакомы с самой своей неважной стороны – грехами. Никто не приходит исповедоваться в своих достоинствах. Так и хочется сказать напоследок, что Бог нужен хотя бы для того, чтобы знать людей в их достоинствах – все остальные куда больше увлечены их недостатками. Не удивлюсь, если это окажется самая тяжёлая болезнь нашего времени.
уместно изображённый (вместе с вентилятором) на прекрасной иллюстрации Пола Хогарта.
17743