Рецензия на книгу
The Girls
Emma Cline
ElZe14 ноября 2020 г.«Мы любили друг друга безгранично, вся вселенная для нас была одной огромной впиской»
Знойное калифорнийское лето 1969 года. Америка празднует свой расцвет и высадку на Луне, молодежь наслаждается свободой, любовью и психоактивными веществами - эпоха хиппи и рок-н-ролла, кажется, не закончится никогда; но Чарльз Мэнсон, как мы знаем, уже готовит своих девочек к роковой поездке на Сьело-драйв, 10050. Описать атмосферу тех дней теперь легко, спасибо Квентину Тарантино: достаточно вспомнить фильм «Однажды… в Голливуде» - и нужная картинка перед глазами. А благодаря вышедшему пару лет назад роману «Девочки» Эммы Клайн мы можем немного лучше представить себе, что творилось в голове у подростков, присоединявшихся к нашумевшим сектам того времени.
Эмма Клайн родилась намного позже той эпохи, но детство ее прошло в Северной Калифорнии, где истории о «Семье» и подобных культах были у всех на устах и буквально стали частью местного фольклора. Сама Клайн говорит, что персонаж Мэнсона был для нее в детстве кем-то вроде нашего Бабайки - устрашающим, почти сказочным героем городских легенд. Поэтому то, какую тему выбрала молодая писательница для своего первого романа, кажется вполне естественным.
«Девочки» - художественная проза, не следующая строго историческим фактам; в романе описана вымышленная, а не какая-то конкретная секта, хотя отсылки к «Семье», безусловно, прослеживаются, и главное – достаточно точно передана та самая атмосфера безграничной свободы, переходящей во вседозволенность и оканчивающейся кромешным ужасом. Но целью писательницы было не описание реальных событий, и так всем известных; она лишь использует их как повод для изучения психологии персонажей. Причем в то время как большинство историй подобного рода сосредоточены на мужчинах-лидерах культов, Клайн задается другим вопросом: как вышло, что юные девушки так легко поддавались их чарам? От чего они бежали или к чему стремились, когда сбегали из дома и оставались жить в коммунах? Почему не уходили, даже когда лидер вынуждал их делать совершенно ужасные вещи?
Во время основных событий романа главной героине Эви всего четырнадцать – возраст повышенной зависимости от чужих оценок, острой уязвимости и не вполне осознаваемых желаний. Возраст, когда особенно важно ощущать свою принадлежность к группе, чувствовать себя одновременно нормальной и особенной – и так легко поддаться на манипуляции харизматичного взрослого.
«Бедные девочки. Мир раскармливает их обещаниями любви. Как же сильно им нужна эта любовь, только ее почти никому не достанется».
Интересно и то, что мы видим Эви не только в период взросления, но и через много лет после, когда вся шумиха вокруг истории с сектой поутихла и остались только отголоски. Мы ведь не так много в принципе знаем о том, как складывается жизнь участниц подобных культов впоследствии, когда их безоблачный и беззаботный воображаемый мир рассыпается: есть ли у них хотя бы небольшой шанс на нормальную жизнь?
«Жить для меня значило вечно пятиться от края».
Кое-что еще роднит эту книгу с последним фильмом Тарантино: бесконечно прокручиваемая мысль «а что, если бы в тот страшный день что-то пошло иначе?» Спасительная и губительная фантазия, которая может как вылечить душу (как в случае с фильмом), так и обречь своего носителя на пожизненное возвращение к случившемуся.
«Конец уже наступил: любая реплика была элегией самой себе».
Несмотря на нешуточную и даже мрачную тему, «Девочки» умудряются оставаться увлекательным и даже развлекательным романом, который абсолютно реально проглотить за один день (проверено на себе). Предмет повествования притягателен, как все зловещее и запретное, язык романа простой и цепкий, с очень точно подобранными словами, а сами девочки вызывают море сочувствия и размышлений (а что было бы, окажись я на их месте?). И в какой-то момент обнаруживаешь, что в лице главной героини с ее не слишком удавшейся жизнью сочувствуешь всей эпохе, которая была так глупо и цинично убита в доме на Сьело-драйв.
061