Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Girls

Emma Cline

  • Аватар пользователя
    ElZe14 ноября 2020 г.

    «Мы любили друг друга безгранично, вся вселенная для нас была одной огромной впиской»

    Знойное калифорнийское лето 1969 года. Америка празднует свой расцвет и высадку на Луне, молодежь наслаждается свободой, любовью и психоактивными веществами - эпоха хиппи и рок-н-ролла, кажется, не закончится никогда; но Чарльз Мэнсон, как мы знаем, уже готовит своих девочек к роковой поездке на Сьело-драйв, 10050. Описать атмосферу тех дней теперь легко, спасибо Квентину Тарантино: достаточно вспомнить фильм «Однажды… в Голливуде» - и нужная картинка перед глазами. А благодаря вышедшему пару лет назад роману «Девочки» Эммы Клайн мы можем немного лучше представить себе, что творилось в голове у подростков, присоединявшихся к нашумевшим сектам того времени.

    Эмма Клайн родилась намного позже той эпохи, но детство ее прошло в Северной Калифорнии, где истории о «Семье» и подобных культах были у всех на устах и буквально стали частью местного фольклора. Сама Клайн говорит, что персонаж Мэнсона был для нее в детстве кем-то вроде нашего Бабайки - устрашающим, почти сказочным героем городских легенд. Поэтому то, какую тему выбрала молодая писательница для своего первого романа, кажется вполне естественным.

    «Девочки» - художественная проза, не следующая строго историческим фактам; в романе описана вымышленная, а не какая-то конкретная секта, хотя отсылки к «Семье», безусловно, прослеживаются, и главное – достаточно точно передана та самая атмосфера безграничной свободы, переходящей во вседозволенность и оканчивающейся кромешным ужасом. Но целью писательницы было не описание реальных событий, и так всем известных; она лишь использует их как повод для изучения психологии персонажей. Причем в то время как большинство историй подобного рода сосредоточены на мужчинах-лидерах культов, Клайн задается другим вопросом: как вышло, что юные девушки так легко поддавались их чарам? От чего они бежали или к чему стремились, когда сбегали из дома и оставались жить в коммунах? Почему не уходили, даже когда лидер вынуждал их делать совершенно ужасные вещи?

    Во время основных событий романа главной героине Эви всего четырнадцать – возраст повышенной зависимости от чужих оценок, острой уязвимости и не вполне осознаваемых желаний. Возраст, когда особенно важно ощущать свою принадлежность к группе, чувствовать себя одновременно нормальной и особенной – и так легко поддаться на манипуляции харизматичного взрослого.

    «Бедные девочки. Мир раскармливает их обещаниями любви. Как же сильно им нужна эта любовь, только ее почти никому не достанется».

    Интересно и то, что мы видим Эви не только в период взросления, но и через много лет после, когда вся шумиха вокруг истории с сектой поутихла и остались только отголоски. Мы ведь не так много в принципе знаем о том, как складывается жизнь участниц подобных культов впоследствии, когда их безоблачный и беззаботный воображаемый мир рассыпается: есть ли у них хотя бы небольшой шанс на нормальную жизнь?

    «Жить для меня значило вечно пятиться от края».

    Кое-что еще роднит эту книгу с последним фильмом Тарантино: бесконечно прокручиваемая мысль «а что, если бы в тот страшный день что-то пошло иначе?» Спасительная и губительная фантазия, которая может как вылечить душу (как в случае с фильмом), так и обречь своего носителя на пожизненное возвращение к случившемуся.

    «Конец уже наступил: любая реплика была элегией самой себе».

    Несмотря на нешуточную и даже мрачную тему, «Девочки» умудряются оставаться увлекательным и даже развлекательным романом, который абсолютно реально проглотить за один день (проверено на себе). Предмет повествования притягателен, как все зловещее и запретное, язык романа простой и цепкий, с очень точно подобранными словами, а сами девочки вызывают море сочувствия и размышлений (а что было бы, окажись я на их месте?). И в какой-то момент обнаруживаешь, что в лице главной героини с ее не слишком удавшейся жизнью сочувствуешь всей эпохе, которая была так глупо и цинично убита в доме на Сьело-драйв.

    0
    61