Рецензия на книгу
Нетопырь
Ю Несбё
Аноним10 ноября 2020 г.Детальность — это зло или добро?
Книга мне показалась очень неровной. Начало было сухим и сдержанным, как полицейский протокол. Меня не пронял ужас убийства, я не особо погрузилась в атмосферу и, как истинная женщина, одновременно обрадовалась и разочаровалась. С одной стороны здорово, что не надо пропускать через себя тяжёлые эмоции, а с другой — зачем я тогда, собственно, сюда пришла? Чуть меньше, чем на трети книги, у меня было ощущение, будто автору поставили фильм и он, с тщательностью отличника, его переписывает. Каждую деталь которую видит. Если кто-то заказывает напиток, то вы обязательно узнаете какой марки пиво или виски. Это никак не повлияет на сюжет, просто деталь. Если играет песня, то вам приведут её название, а может даже и текст. Упомянуты будут и известные фильмы, в основном чтобы мы получили достаточно снобское замечание героя (автора?) по его поводу. Названия улиц, мест, событий — всё это призвано, очевидно, создать атмосферу, но на мой вкус атмосфера создаётся не так. Помнится я встретила метафору и обрадовалась ей как ребёнок, настолько сухим мне казалось повествование, но затем картина резко меняется.
Где-то на середине книги к автору спешат камазы наполненные рефлексией, философией, символизмом, жестокостью, алкоголизмом, наркотическими трипами и прочим. Разгружать их времени нет и содержимое просто резко вываливается всё вместе. Если сравнить ритм этой книги с прогулкой, то сначала вы просто идёте по ровной дорожке, она вполне хороша и гладко стелется под ноги, но путешествие особого энтузиазма не вызывает. Затем вас сбивает с ног резким порывом ветра, падая и катясь по склону вы набираете полный рот листьев, пытаетесь встать, но тут же прилетает чем-то тяжёлым по голове, приходите в себя не понимая где вы и куда дальше двигаться и только спустя время снова выходите на дорожку и бодро начинаете по ней бежать к финалу. Нужно отметить, что подобный ритм сделал таки своё дело, к концу книги я была в напряжении, погружена в историю и вовлечена в происходящее, но всё же хотелось бы постепенного нагнетания.
Неровным для меня остался и характер главного героя. Человек сумел искренне влюбиться в девушку, которую знает несколько дней. Глубоко дружески привязался к напарнику, которого знает несколько дней. Очевидно, герой очень чувствительный, открытый и даже по-своему мечтатель. Но автор вводит сразу две моральные травмы в прошлом героя. Одна из них завязана на очень трагичном событии, повлекшем за собой серьёзные последствия и в которой герой был напрямую виноват. Чего уж там, вёл он себя как полный мудак. Вторая завязана на женщине, которую он раньше любил. Тема с первой любовью будет постоянно подниматься, герой будет её систематически вспоминать, эта женщина будет ему неоднократно сниться, весьма неуместно уводя фокус внимания с нынешней его привязанности, причём для чего герой всё это вспоминает будет непонятно до самого конца. В то же время гораздо более открывающая и формирующая характер героя трагедия прошлого упоминается всего дважды и как-то вскользь. Ситуация которую эмоциональный герой как-раз и должен переживать снова и снова, кажется не особо его тревожит. Для меня показались странными такие приоритеты. Герой вроде хороший, но мудак, но хороший. Слабый, эмоционально нестабильный, но сильный и стойкий. Да, все мы сложные личности и в каждом из нас комплекс порой противоречащих друг другу эмоций, но мне оказалось сложно понять героя.
Как ни странно это говорить о детективе, но мне показалось, что как раз романтическая линия автору весьма удалась. Несмотря на то, что основное взаимодействие героев зиждиться на постельный сценах с грубоватыми мыслями героя об "опустевших шарах" и неоднократными примечаниями что он ого-го и может всю ночь и вообще альфа-самец, мы как-то всё равно понимаем, что это больше, чем незначительный роман в командировке. Флёр любви и влюблённости витает вокруг героев. Эта линия пожалуй вела меня по книге сильнее других, потому что была самой живой и автор этим умело воспользовался в финале, выведя меня на сильные эмоции.
В целом книга очень кинематографична, иногда даже чересчур. Кажется то тут, то там, торчат уши американских детективных фильмов и немножко бондианы. Книга набирая обороты к финалу очень эмоциональна и трагична. Тоже чересчур. Будто автор сильно старался и в итоге перестарался. Всё это показалось мне сыроватым, но однозначно перспективным. История читается легко, оставляет интересное послевкусие и мне интересно посмотреть на дальнейшее творчество и рост автора.
Кому я не рекомендую книгу: всем, для кого вопрос геев является болезненным. Упоминаний будет много. Если честно, подозреваю, что слово "гей" встречалось в книге чаще, чем "полицейский" или "констебль".
186