Рецензия на книгу
Иду на грозу
Даниил Гранин
Аноним9 ноября 2020 г.Даже в некоторой степени мило было взяться за эту книгу, сидя в 2020-м, среди пандемии и кризиса, бешено растущих цен, загибающейся науки и ракет, которые падают, ударившись о небесную твердь, в стране, где тратят миллиарды на разгон облаков, который почти каждый раз совершенно неожиданно оказывается неудачным…
Иногда так и хотелось сказать книге/автору/герою в ответ на представленную фантазию с материнской заботой – конечно-конечно родной, будешь грозы рукой разгонять, и руководителя будут выбирать по честности и таланту, и коммунизм мы обязательно построим – в будущем году, хочешь? Потому что он ещё маленький, он ещё не дорос до 2020-го, ещё цитирует Маркса без сарказма и пугается западной капиталистической бабайки, ещё верит в светлое будущее. Зачем рушить его воздушные замки, подрастёт - сам всё поймёт.
Впрочем, умиление это быстро проходит, остаётся только лёгкое отвращение к переполняющей книгу идеологии. В книге есть замечательная сцена, когда один из героев приходит к художнику и смотрит на его картины.
Серые массы металла, фермы мостового крана, косые снопы солнца, театрально пронизывающие дымный воздух. Каждая фигура исполняла свою роль: один улыбался, другой спорил, третий напряженно думал. Все было правильно, но было непонятно, для кого это все нарисовано, зачем потрачено столько времени и красок. Это была одна из тех картин, которые хвалят за тему, но никто не испытывает ни волнения, ни удовольствия, ни открытия.Вот и эта книга показалась мне такой картиной.
Идеология плещется через край. Она в авторском тексте, она в словах и головах персонажей, она повсюду, потому что так надо. Потому что за это хвалят, потому что «кому они нужны мои собственные мысли?». А вот мне, читателю, нужны. Но их тут крайнем мало.
Зато есть цитаты Маркса, критика капитализма, «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» (на полном серьёзе, мать его!). К достатку и комфорту тянутся только низкие бесталанные люди – талантливые молодцы о деньгах и прочем мусоре не думают (ну а если вдруг кому-то пришлось похоронить талант ради того, чтобы семью кормить на нетворческой работе, значит и не было у человека никакого таланта).
Главные герои оказались ретрансляторами этих авторских идеологических размышлений и потому каждый по-своему вызывали отвращение. Не то чтобы я не могу проникнуться романтикой науки – в конце концов фильму «Девять дней одного года» удалось меня впечатлить… Но в этой книге романтика такая выхолощено правильная, идеологически верная, и показана на примере «металлургов с картины» -
опять могучие, улыбчивые и опять не люди, а тупые роботыПри том, что на заднем плане в книге есть живые настоящие люди. Не фигурки с плакатов (хоть автор часто смотрит на них с пренебрежением). И на их фоне ещё неестественнее смотрятся эти радетели за доброе-разумное-вечное, и ещё фальшивее звучат идеологические размышления автора.
361,1K