Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Генрик Сенкевич. Собрание сочинений в девяти томах. Том 9

Генрик Сенкевич

  • Аватар пользователя
    AkademikKrupiza8 ноября 2020 г.

    Ku pokrzepieniu serc

    Несколько размышлений по поводу духа народа и литературы.

    1.

    ⠀⠀⠀Каждому народу нужна своя "Илиада". В конце концов, именно великий эпос оказывается одной из основных составляющих Volksgeist, без которого в свою очередь, нравится это нам или нет, сложно представить себе народ как нечто единое и сплоченное.
    ⠀⠀⠀"Илиада" нужна еще и для того, чтобы вписать культурное наследие отдельно взятой страны в контекст той первоначальной классики, на которой строится европейская культура (да, приходится говорить именно о Европе, в контексте культуры которой мы живем, как ни крутись). Всем нужны свои аэды, свои пророки, которые могли бы прославить отечество и не без помощи гласа Божьего воспеть гнев его лучших представителей.
    ⠀⠀⠀Каждому народу нужна своя "Одиссея". Именно история о вечном возвращении наиболее полно способна выразить ту степень привязанности к родной земле, которая присуща человечеству с незапамятных времен. Смешение языков породило государства, и пришлось как-то с этим жить. Глобализация стремится разрушить границы, но за многовековую историю они остались в каких-то аспектах непроходимыми.
    ⠀⠀⠀"Одиссея" нужна еще и для того, чтобы в истории о скитаниях и поиске каждый смог соприкоснуться с основополагающими материями, составляющими цикл жизни каждого человека, everyman. Не случайно главный архетипический роман XX века основан именно на "Одиссее". Леопольд Блум, оставаясь ирландцем, распыляется на атомы и обнимает собою весь мир. Стивен Дедал продолжает искать отца, а Молли Блум с утра опять потребует завтрак.
    ⠀⠀⠀По Борхесу историй всего четыре, ну так и будем отталкиваться от этого.

    2.

    ⠀⠀⠀На одном из сайтов, где выложена аудиоверсия "Крестоносцев", есть примечательный отзыв. Для наилучшей иллюстративности и наиболее полного выражения нашей мысли, приведем его здесь целиком, пускай и не все выраженные в нем мысли прямо касаются нашего предмета:


    На протяжении всего чтения, автор, Генрик Сенкевич, только и рассказывает, о том, какие смелые, сильные, благородные и мужественные польские рыцари. И нет никакого сильнее и краше польских рыцарей во всей Европе. И как апофеоз всему этому – Грюнвальдская битва. Вот только Сенкевич не указал, о той роли, которую сыграли Смоленские полки в этом сражении, спасшие войско Польское от окружения и разгрома в битве. За чтение 5.

    ⠀⠀⠀Отзыв этот нужен нам для того, чтобы вступить с человеком, его написавшим, в некоторую заочную дискуссию, в которой мы в качестве аргументов ограничимся одним-единственным соображением. Не будучи особо просвещенными по части европейской истории, мы (то есть я, но как-то сразу написалось "мы", а теперь лень исправлять) попробуем ответить нашему оппоненту следующим образом:
    ⠀⠀⠀Нисколько не оправдывая любые попытки переписывания истории, когда речь идет об истории академической (хотя куда без переписывания, не правда ли?), мы все-таки считаем, что в рамках задачи, которую Сенкевич ставил перед собой во время написания "Крестоносцев", совершенно оправданным действием было превозношение доблести польских рыцарей и польского короля, польских женщин и польских мужчин, польского народа, сражавшегося за честь польской земли, потому что то, что Сенкевич попытался создать, должно было стать польской "Илиадой" и "Одиссеей" в одном томе.
    ⠀⠀⠀Только вот получилось ли у него?..

    3.
    Получилось.
    4.

    ⠀⠀⠀С точки зрения "народообразующего" эпоса (да, мы полагаем, что искусство в той же степени создает действительность, в какой действительность создает искусство) в "Крестоносцах" есть все: микросюжеты о поисках отца (отца невесты в одном случае и родного дяди - в другом) и невесты, есть вечно ждущая и обретающая в итоге счастье Пенелопа (Ягенка, само собой), есть потрясающей живописной изобразительной силы битва, в которой находят смерть воины с обеих сторон, есть, в конце концов, вечное возвращение, которое в душе каждого рыцаря отдается незатягивающейся раной.
    ⠀⠀⠀"Крестоносцы" полны национального колорита, потрясающих своей красотой пейзажей, увлекательных подробностей отдельно взятого периода истории Польши, которые, между тем, принимаются как неотъемлемые части того самого Volksgeist. Как и эпоха в истории страны, которую роман описывает, он сам полон и языческой яркости батальных сцен, и целомудренных эпизодов, присущих традиции куртуазного романа.
    ⠀⠀⠀Точность безукоризненного реализма удивительно складно сочетается с истинно романтическим духом: духом ностальгии по эталонной эпохе, в бытность которой люди были честнее, надежнее, а сердца их пылали; духом действительно противоречивым, одинаково благосклонно воспринимающим и молитвенную песнь, и народную балладу о преследующем путника по лесу покойнике (и такой эпизод здесь есть); духом времени, в которое damsel in distress была не поводом для упрека произведения в мизогинной повестке, а причиной великих свершений; духом - самое важное - народной свободы.
    ⠀⠀⠀Великий эпос, в конце концов, всегда устремлен в прошлое, и причина этому не только тоска по Золотому Веку, но и надежда в прошлом найти точку опоры для того, чтобы, подняв копье, ринуться в будущее. С этой точки зрения "Крестоносцы" появились в нужное время.

    P.S.

    ⠀⠀⠀И если Гоголь сочинил Украину, то Сенкевича вполне заслуженно можно величать творцом Польши. ⠀⠀⠀⠀⠀

    18
    677