Рецензия на книгу
The Various Haunts of Men
Susan Hill
Kelderek7 ноября 2020 г.Само собой
Где-то в пучинах интернета мелькнуло редакторское хвастливое, написанное в обычном для издательств духе: купили шедевр, безмерно рады, вы такого не читали, в добрый путь.
Да нет, читали, и не раз.
Хуже всего, что перед нами не просто попытка сработать в какой-то одной традиции, поджанре криминальной литературы, а коллаж из всех современных тенденций. Тут и попытка показать женское лицо, и останки процедурала, и триллер про маньяков. Еще один пошлый и ничего не дающий в плане содержания элемент – записки самого маньяка, проливающие свет на его внутренний мир (на кой бы он нам сдался?) и мотивацию. Можно подумать, что мысль у автора такая: чем больше – тем лучше, все – дураки, берут что-нибудь одно, а я N в одном.
Одна беда, забыла про детектив, и про то, что надо держать читателя в напряжении (ведь и расследование идет, и преступления продолжаются – маньяк, как лис, таскает баб на операционный стол для разделки).
Перед нами, по существу, ученическая работа. Хилл, поглядев вокруг, сообразила, что в романе должен присутствовать маньяк, детектив-женщина (сам Саймон Серрэйлер, которому приписана серия, соизволит развернуться в полную, очевидно, только в следующих романах), женщины-жертвы и безответственная журналистка, падкая на сенсации. Разворачиваться это должно в каком-нибудь особом местечке. Надо сделать свою песочницу, чтоб в ней можно было играться и продавать книжки дальше. Стоит подбавить и какой-нибудь актуальной тематики. Теперь же модно быть социально ответственным. Так возникает параллельная тема альтернативной медицины. Читая о ней, уже и не знаешь куда ты попал – в роман про медиумов и хилеров, или все-таки в детектив. Верно, судя по всему, все же первое.
А еще, писано ведь женщиной. Поэтому любовь включена по умолчанию. И естественно, что такая, до добра не доводящая.
Выше уже было отмечено, что детектива здесь нет: маньяк орудует, полиция лениво расследует, и, как бывает в таких случаях, дело разрешает само собой, не потому что следователи хитры, а потому что преступник – идиот. В общем, загадки не ждите.
Помимо этого книга просто запружена персонажами, так что уже к середине перестаешь гадать – вот эта дама была уже раньше, или она новенькая. Раз гадаешь, значит, особой разницы между ними нет. Стоило ли стараться, копипастить?
Подобное вавилонское столпотворение еще один аргумент в пользу того, что растянуть основную интригу на почти пятьсот страниц автор не в состоянии. А объем нужен – вот и приходится заполнять его «водой». Как результат мы не слишком следим за ловлей преступников, зато узнаем массу ненужных деталей – что поют второстепенные персонажи в хоре, что они любят на завтрак и обед, как у них с семейными отношениями.
«Этюд на холме» страдает всеми изъянами современного детектива, вышедшего из-под пера женщины. Здесь слишком много женщин и минимум мужчин, и ты уже задыхаешься от этого тесного одномерного мирка. Автор не в состоянии отличить главное от второстепенного. Ну и наконец, он демонстрирует типичную уже для женского криминального романа «деликатность». Женские детективы избегают насилия. А потому преступники либо случайно куда-нибудь падают, либо самоубиваются. Хватать и судить в финале оказывается некого.
В связи начинаешь думать, ну раз все в этом романе само собой происходит и случается, то, может, книга как-нибудь сама собой, без нас и прочитается?
19925