Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
Anonymous7 ноября 2020 г.Конечно, ожидалось чего-то иного, но уж что имеем.
Начиналось всё очень понятно: героиня отказалась от мяса, что страшно не понравилось её патриархальной семье. Со мной такое тоже было. В интернете принято мнение, что вегетарианцы не затыкаясь только и говорят о своих пристрастиях в еде, но, конечно же, так делают только назойливые люди, жаждущие дешёвого внимания. Я никогда не стремилась говорить о моём выборе, и мне было всё равно, кто что ест. Но нет - как только ты, по возможности как можно тише, отказываешься от предложенного куска мяса, тебя вытаскивают на ковёр и начинают допрос с пристрастием. Тщательно разузнав причины твоего выбора сотрапезники агрессивно разносят их как несущественные. Как будто люди не принимают любые решения, ориентируясь на что-то, сформировавшееся подсознательно, часто называемое интуицией, которое всплывает как сны или как подтверждение твоих устремлений в каждой прочитанной статье (потому что противоположное мнение мозг уже фильтрует). Слава богу, я родилась не с такой жутко патриархальной стране, как Корея, так что меня хотя бы не били и не пихали в меня мясо насильно.
В этом отношении книга довольно интересна, тем что показывает такие странные для нас человеческие отношения. Родители - непререкаемые авторитеты, при этом могут вот так легко и просто оказаться от своих взрослых детей, если они покрыли себя позором в виде семейного скандала с разводом. Женщина, даже самая успешная и работающая как лошадь, готовит и заботится о ребёнке - для мужчины нормально не принимать в этом участия. Любви как-то особо не видно, а рациональный расчёт при создании семьи коробит. Понятно, что автор как раз и говорит о том, что это всё ненормально и этому давно пора измениться, но очевидно, такая развитая Корея отстаёт в области эмансипации женщин и прав человека.
Вторая треть книги об искусстве. Тут мне сложно понять и поверить. Какими бы там ни были нарисованные цветы и какими бы ни были плавными движения, я всё равно не верю в появление чего-то эфемерно идеального, что можно было бы воспринимать абстрактно. Всё, что я могу представить - это порно со спецэффектами, так что возвышенность момента прочувствовать сложно. Зато очень хорошая завершающая треть, где автор фокусируется на отношении сестёр - это как раз ещё один феминистический ракурс: женщина - не только чья-то дочь или жена.
В целом, книга красивая, но уж очень непонятная. Остаётся в рубрике "Загадочный Восток".8444