Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нераздельные

Нил Шустерман

  • Аватар пользователя
    Аноним1 ноября 2020 г.

    Прекрасно!

    Последняя часть цикла "Беглецы", и она отличная! Засасывает в водоворот событий, и выбраться из него невозможно, пока не дочитаешь последние строчки. Здесь автор дает ответы на все (почти) вопросы.

    Ближе к концу мне хотелось просто придушить автора. Все мое существо негодовало, я готова была рвать и метать. Я понимала, что это антиутопия - жанр жесткий и мрачный - но нельзяяя!!!

    Как бы вам понятнее объяснить. Бывают такие герои, которых нельзя, ну нельзя убивать. Это как если бы в "Гарри Поттере", (здесь спойлер к самому "Гарри Поттеру", если кто не читал) в конце убили бы Рона, Гермиону или Гарри (его, конечно, как раз убили, но вы поняли). Знаю, что кто-то считал бы смерть одного из этих персонажей логичной, но не я. Я считаю, это было бы неправильно и слишком жестоко.

    Так вот, у Шустермана тоже есть такие герои, с которыми ты доходишь до самого конца и... Я читатель, который не то чтобы не любит трагичные финалы. Я читатель, который любит свет в конце тоннеля, даже если его совсем мало, этот свет дает какое-то облегчение и надежду. Но после того, что произошло тут, никакого света уже быть не могло, даже если бы автор пытался что-то подобное изобразить... Было чувство опустошения и разочарования.

    Но как же я благодарна Шустерману за финал! Он именно такой, какого просила моя душа. Когда переживаешь, ужасаешься, льешь слезы, негодуешь... а потом происходит то, что называется словом катарсис.

    Теперь позволю себе несколько слов о цикле в целом.

    Это стоящая литература. О жестокости, власти, человеческой низости, но вместе с тем о дружбе, любви и сострадании. Интересный , кстати, ход, когда друзья почти все время по отдельности, такая дружба сквозь расстояние... А любовная линия на втором плане, что тоже выглядит небанально.

    Шустерман использует не очень часто встречающийся прием, когда повествование ведется от лица разных героев. Это удобно для писателя и отлично работает на читателя. Как бывает волнительно, когда не знаешь, что задумал какой-то герой, так же волнительно бывает, когда ЗНАЕШЬ, что задумал подлец, а остальные герои не подозревают.

    Качественно построенный сюжет - по принципу сериала - не дает оторваться. Абсолютно непредсказуемые повороты, поступки героев почти невозможно предугадать. События несутся, и иногда даже хочется притормозить. При этом, что очень здорово, много внимания уделяется психологии (автор имеет психологическое образование).

    Характеры героев отлично прописаны, у каждого своя мотивация. Герои, которые меняются на протяжении истории и меняются порой до неузнаваемости. Один и тот же персонаж может вызывать симпатию, потом ненависть, потом жалость, потом снова симпатию и снова негодование... Разве что Коннор и Риса, на мой взгляд, наиболее предсказуемые, но это не плохо.

    Идея брошенных детей доведена до абсурда. Так ли уж невозможно расплетение в нашем мире? Думаю, увы, ведь только в России насчитается несколько (или даже много - данные расходятся) тысяч беспризорных детей, детей, от которых отказались родители, которые сами сбежали от невыносимой жизни в семье, детей, которые никому не нужны... Что, если внушить обществу, будто эти дети могут приносить благо, будучи в расплетенном состоянии, ведь это даже смертью не считается?

    Читать про отверженных детей - больно. Есть те, кто, подобно Коннору или Хэйдену, любимые когда-то, но преданные родителями, борются за свое существование и право называться личностью. Кто-то, подобно Льву, никогда не сможет признать ценность своей жизни, потому что их так воспитали... Тот момент, когда Лев встречает своих родителей и... он его не просто прогоняют, но и обвиняют в том, что он выжил... Это настолько ужасно, что нет слов.
    А кто-то, не получив ни грамма любви, таит в душе злобу, обиду и жаждет отомстить миру за эту несправедливость. Таков Мейсон Старки - отвратительный, жестокий парень... Его ненавидишь, но одновременно жалеешь... Этот персонаж навел меня на некоторые размышления. О революциях.

    Почему часто на смену одному тирану приходит другой?
    Люди, жаждущие изменений, революции - уставшие, недовольные, злые на мир. Их можно понять. Но кто возьмет над ними власть? Тот, кто поведет их, может руководствоваться благой целью. А может считать, что она благая или только прикрываться ею. Революционер, сметающий власть жестокостью и кровью, приходя к власти сам, уже не способен нести свет и добро, как и те люди, которые шли за ним... Революция, как правило, делает людей жестокими.

    Очень убедительно прописана система, организующая расплетение. Вся эта пропагандистская реклама выглядит ужасающе, но ведь известно, как хорошо общество поддается промыванию мозгов...

    Мне очень нравится прием, когда автор постепенно меняет, а то и переворачивает представление о происходящем. Сначала нам дается определенная картина, но чем большим количеством подробностей она обрастает, тем сильнее меняется в глазах читателя.

    Поднимается много интересных нравственных вопросов, героям часто приходится делать сложный моральный выбор. При этом никакого морализаторства нет. Автор не дает личной оценки. Происходящее описывается глазами героев, которые простые люди и могут ошибаться.

    Книга вызывает бурю эмоций: негодование, радость, ужас, переживание за героев...

    Это жестко, часто жестоко. Но это не жестокость ради жестокости, она вполне обусловлена сюжетом, хотя иногда хочется закричать: "Автор, нет! Не делай этого! Ты не можешь это сделать! Автор, неее... Автор, ты ж гад, ну как так?!!"

    И, несмотря на этот крик души, который не раз во время чтения был готов вырваться, у меня почти нет претензий к произведению. Это бывает ооочень редко. Однако ради справедливости надо отметь эти претензии:

    1. Слитые сюжетные линии. Я всю третью книгу ждала, когда появится Мираколина. Она появилась в конце четвертой. Это прекрасно, но где она была все это время?! Я хочу знать, что с ней было, как она стала такой, какой стала! Почему автор не стал более подробно расписывать ее историю, мне непонятно. И что с теми ребятами, которые были с Хэйденом? Им ведь грозила опасность! Я так понимаю, что они спаслись, но про это ничего не сказано.

    2. Бывают такие моменты, когда ты понимаешь, что все могло пойти совсем не так, могло быть гораздо лучше, но автору захотелось помучить героев, а заодно читателя.

    3. Переизбыток динамики. Это, конечно, странная придирка, но, если честно, чтение четырех томов, без малейшей передышки в сюжете, эмоционально выматывает.

    4. У меня есть сомнения по поводу реалистичности некоторых моментов, связанных с самолетами. Взлететь без частей двигателя - такое возможно? Поменяться регистрационной характеристикой - возможно? (последнее я даже спросила у действующего пилота, и ответ был: "Не понял, это как?") А вообще да, наличие самолетов даже в таком печальном виде греет мою самолетоманскую душу))

    5. Есть еще ряд вопросов, которые имеет смысл обсуждать с теми, кто уже прочитал. Если такие есть, сообщите, поговорим)

    В общем, если у вас нечитоз - хватайте Шустермана, и вы точно не остановитесь! Серия крута, очень крута! Этот автор у нас как-то не на слуху, но он определенно заслуживает внимания. А "Беглецы", они же "Обреченные на расплетение" - имеют право стоять в списке лучших антиутопий.

    11
    346