Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Face Like Glass

Frances Hardinge

  • Аватар пользователя
    Аноним29 октября 2020 г.

    Вот вам ни о чем не напоминают слова: "Кролик убежал сквозь дыру"? Ну на самом деле все прозрачно: Алиса, кролик, нора... Только здесь не Алиса, а Неверфелл, и спустя семь лет после того, как ее выудил мастер Грандибль из чана с закваской (тоже своего рода один из выходов из норы, куда эта девочка - тогда пяти лет отроду - вывалилась незнамо откуда, как снег на голову), она опять нашла нору, и уже бежит за убегающим кроликом, который ее приведет.... да, приведет к началу приключений.

    ...А мы бежим за ней и не можем остановиться, потому что декорации сменяются с пугающей быстротой и ситуация моментально становится взрывоопасной. Тот случай, когда вздохнуть еще успел, а выдохнуть можешь только тогда, когда кажется, что опасность вроде отступила. Отступила, чтоб со стороны поглядеть и подождать дальнейшего развития событий. А оторваться, чтоб сделать паузу, и невозможно.

    И все же придется это сделать хотя бы для того, чтобы пояснить, что мир, в котором все происходит - это мир Каверны, он же Подземный мир, в отличие от Наземного, обычного мира, из которого ни в коем случае не допускается проникновение чужаков. Как и выход туда жителей Каверны, ведь общеизвестно, что выйдя на солнце, они сгорят и кожа их облезет клочьями. Зато в мире Каверны имеются сыроделы, изготавливающие сыры с такими удивительными, просто-таки магическими свойствами, а также виноделы, чьи вина могут, например, стереть память или восстановить стертое. И парфюмеры, изобретающие духи, запах которых тоже может привести к последствиям катастрофическим, например, сходным с гипнозом, да и не только. И пряности, изготавливаемые в Каверне, заставляют органы чувств работать в разы сильнее.

    Люди же в Каверне не имеют эмоций или иначе - Лиц. Они заучивают несколько Лиц (выражений лиц) на все случаи жизни, с этим и живут. Знатные и богатые имеют больше возможностей и больше Лиц, а еще каждый из них ведет свою игру, интригуя направо и налево, хотя это и неудивительно, в нашем мире разве отсутствует такое?

    В этом мире для большего сходства с кэрролловской "Алисой..." существуют картографы, каждый из которых весьма и весьма смахивает на сумасшедшего Шляпника. А великий Дворецкий, вернее, его способность задействовать попеременно правую или левую половину мозга на каждую половину суток и соответствующую половину тела и то, как эти его половины, попросту называемые Правый глаз и Левый глаз, соперничают друг с другом, навевают аналогии - опять же экивок хоть и к Кэроллу, но все же к фильму - с Белой и Красной королевой. И есть еще два неслучайных персонажа: создательница Лиц мадам Аппелин и Клептомансер, последний - большая головная боль в Каверне, постоянно что-то умыкающий и всегда по-крупному. А еще обращает на себя внимание повторяющаяся цифра - 7 лет. Когда она повторяется трижды, это уже повод задуматься.

    После всего того, что я увидела в этом романе, просто не могла не обратиться к самой кэролловской вещи, чтоб внимательно посмотреть на большинство его персонажей. И - удивительная вещь - почти в каждом из персонажей мы находим отклик в романе великолепной Хардинг. Вот даже Чеширский кот - в романе нет ничего напоминающего его, зато есть сыр с волшебными свойствами, а кэролловского чеширского кота часто связывают именно с чеширским сыром. Мартовского зайца мы тоже не найдем в романе, зато знаем, что он предлагал Алисе выпить вина - и это вторая волшебная и важная вещь, которая в "Стеклянном лице" играет далеко не второстепенную роль. А вот про Гусеницу - это очень даже интересно. Потому что у комментаторов Кэролла ее речи увязываются с "неизменностью личности, которая выражается в устойчивости памяти. Личность осознаёт себя как таковую, поскольку помнит собственное прошлое". И вот здесь мы возвращаемся к Неверфелл, которая абсолютно не помнит свои первые пять лет, до того момента, как она попала к сыроделу, и даже в тот момент, когда он ее находит, она ничего не может сказать ни кто она, ни откуда, и так далее. И в дальнейших ее приключениях тоже будут немаловажные моменты с потерей памяти, и конечно, эти пробелы будут ее дико мучать, она будет страдать и прикладывать всевозможные усилия, чтоб докопаться до правды; и мне кажется, что неспроста Хардинг поместила это в сюжет:


    если мы не помним наши ошибки, что мешает нам совершить их снова?

    У Хардинг получилась очень насыщенная вещь, порой настолько же концентрированная за счет событий, происходящих так плотно, что можно сравнить с хорошим настоенным вином, в котором оттенки вкусов перемежаются так же, как и повороты сюжета в романе, от которых так и веет "немного безумством", как говорит сама Неверфелл. В какой-то неожиданный момент сюжет приходит уже к такому повороту, что остается сравнивать только с "Тремя толстяками", но как выясняется и это далеко не развязка, а когда финальная часть начинается с Большого слушания - это просто гром и молния!
    14
    608