Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Слушатель

Роберт Маккаммон

  • Аватар пользователя
    Аноним28 октября 2020 г.

    Всё познаётся в сравнении

    Думаю, многие заметили, как поднялась новая волна продвижения атеизма, борьбы с расизмом и отстаивания прав женщин? Хорошее, казалось бы, начинание для всего человечества. Но хорошее ли, если всё это делается через стравливание людей друг с другом? Атеизм продвигается через оскорбления чувств верующих, а не через убеждение научными фактами. Борьба с расизмом ведётся через поднятие старых обид, а белую расу считают равной другим лишь когда она стоит на коленях. Права женщинам почему-то можно получить не через расширение их возможностей, а через охаивание прошлого и мужских достижений. Не надо быть наивными, кто-то «добрый» через эти инструменты просто разделяет людей, заставляет их тратить силы на борьбу друг с другом, а не с тем вопиющим фактом, что у нескольких процентов жителей в частном владении почти вся планета Земля. Любое решение должно строиться на поиске компромисса, а не на попытке другую сторону унизить или даже уничтожить. В любом случает стоит подумать, не виднеется ли за благими намерениями та самая дорого в ад.

    Почему я это упоминаю в рецензии к данной книге? Дело в том, что единственное, что у автора описано с душой - это тяжёлое положение негров в США 30-х годов. Правда, сделано это довольно банально. Берутся несколько белых подонков, а в противовес им ставятся несколько хороших чернокожих персонажей. Вот уже и контраст. Подонки будут разные: белая красивая сучка, белый красавец-аферист, белый громила-садист-расист, белые богачи-расисты, белые пьяные фермеры-расисты. Противоположную сторону вроде бы тоже представляют разные люди, но лишь формально. На самом деле их образы абсолютно одинаковые: честные трудяги, у которых так мало шансов выжить из-за цвета кожи. А если даже и есть какие-то проступки, то не они такие - жизнь такая. В принципе, ради этого контраста и написана вся книга. Правда, я не совсем понял в этом контексте два момента. Почему все кругом считали, что если бедный чернокожий парень всем рассказывает, что идёт сегодня к очень богатой белой девушке на День рождения, то ему никто не укажет на нереальность подобного? Ладно сам парень влюблён и наивен, но кругом-то все тоже наивные? Или очень богатых в Новом Орлеане во время Великой депрессии столько, что фамилия богачей им ничего не сказала? И как это белый начальник сподобился установить на станции памятную табличку местному чернокожему ветерану труда? Да и что-то не видно в «Гроздьях гнева», чтобы белая кожа чем-то помогала не умереть с голоду. По сравнению с героями книги Стейнбека главный герой этого произведения даже хорошо живёт...

    У меня была большая надежда на двух мошенников, которые появляются с первых страниц произведения. И действительно, продуманность их афёр вызывает уважение к автору. Всё выглядит хитроумно и правдоподобно. Хотя сами мошенники довольно скучные ребята. Конечно, у них есть славное прошлое, они опасны и бескомпромиссны, ловки и удачливы. Да и чёрт с ними, лишь бы о них больше не читать. Я не знаю, как можно выписать личности таким образом, чтобы читателю с ними было скучно. Такое ощущение, что ты сел читать книгу, а тут у тебя оказался какой-то попутчик, начавший рассказывать тебе о прочитанной ранее другой книге. И вроде сюжет интересный, и главные герои прописаны, но рассказчик такой нудный, что уже ничего не надо, только бы отстал. Думаю, это произошло потому, что автор вывел сюжет чисто технически, чтобы у книги был положенный скелет. Но ему самому не интересны ни мошенники, ни их жертвы. Кто ему действительно удался из второстепенных персонажей, так это девочка, указавшая на ошибку в дарственной надписи. Да и то потому, что фактически повторила образ похищенной Нелли. Кстати, только за Нелли и было интересно наблюдать всю книгу. Она изначальна была интересна, но под давлением обстоятельства росла и росла над собой.

    Любимым же персонажем автора я считаю Кертиса Мэйхью, чернокожего грузчика с железнодорожной станции. Писатель сделал всё, чтобы его полюбили. Трагедия с отцом в детстве и тяжёлое положение матери должно вызвать чувство сострадания. Чтение рыцарских романов по ночам - умиление. Твёрдость убеждений - уважение. Желание помогать слабым - сочувствие. Ну а чтобы совсем уж отличить его от остальных, он к тому же ещё и телепат. Вот для меня лично последнее - это просто рояль в кустах. Я всё ждал, что это как-то по иному будет разыграно в сюжете, но нет. Это не использовано при встрече с Джинджер, хотя с ней тоже что-то не то и на это есть намёк в ночном танце с ножами. Этим не объяснено изменение поведения отца, хотя в какой-то момент физические повреждения и пропадание телепатии автор связал воедино. Это не помогло в освобождении детей именно на уровне воздействия на события, а не простого знания где похищенные. То есть это просто рояль в кустах, помогающий одной из сторон.

    В итоге для меня книга распалась на несколько составных частей, которые так и не увязались друг с другом. Возможно это какая-то фишка автора и именно за это его ценят поклонники, готовые даже самостоятельно переводить его книги. Возможно, это правила магического реализма, которые мне, любителю фантастики и фэнтези, просто чужды. Не знаю, не хочу даже решать это. И рецензию-то пишу только потому, что обязан это сделать по правилам игры, в которой участвую. Но ради этой книги я отложил в сторону «Биологию добра и зла», «Дракона Возрождённого», «Войну и мир. Том первый», «Ночь в одиноком октябре», «Занимательную Грецию». И на вопрос самому себе: «Это того стоило?» могу лишь с огорчением заявить: «Нет». Потерянное время на посредственную книгу. Имя им - легион. Но то, что я снова задумался над качеством своего чтения - это плюс. Ведь всё познаётся в сравнении.

    17
    1,4K