Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иначе жить не стоит

Вера Кетлинская

  • Аватар пользователя
    Аноним26 октября 2020 г.

    Предвоенная пятилетка на донбасском угле.

    Я читала книгу с 6 июня, а закончила только сегодня. Удивительно при этом, что ни скучной, ни затянутой она не была, просто я нынче плохо справляюсь с большими вещами.

    Роман Веры Кетлинской о 1936-1941 годах на донецкой шахте, но это весьма условно. На самом деле события разворачиваются и в посёлке около Донецка, и в Москве, и в поисковых экспедициях, и на строящейся гидростанции. Самое же главное место действия - головы героев.

    Основная сюжетная ветка сосредоточена вокруг открытия и распространения подземной газификации - нового метода, позволяющего сократить труд шахтёров. Автор постаралась нам показать путь от идеи до реализации через сложности предвоенного времени, в том числе 1937 года.

    Мне бы очень хотелось остановиться почти на каждом герое, несмотря на то, что их действительно много, но всё-таки выберу отдельных персонажей.

    Начнём с Пальки. Павел Светов. Молодой, вспыльчивый, всё время куда-то рвущийся и беспокойный. Именно он был первым автором метода подземной газификации, на которой потом строится основная ветка повествования. Желание выделиться, покрасоваться за счёт открытия с течением времени и с помощью друзей превратилось в конкретные дела ради общего блага. Его история с Русаковской грустна, но и сам Палька вёл себя глупо и безответственно. Странные мысли о том, что её муж стар, а он всем хорош, например, характеризуют молодого учёного весьма негативно. Позже обман Степана ради лживого благородства тоже вызвал у меня только раздражение.

    Саша Мордвинов. На мой взгляд, самый сбалансированный персонаж и зрелая личность. Герой, на которого хочется равняться (вот было бы мне 17 лет и была бы я парнем). Саша не сдаётся при трудностях, много работает, идеально относится к Любе - тут даже есть желание найти какой-то подвох, но подвоха нам автор не предлагает. Я очень боялась только, что Лахтин умрёт, и Саша после решения уехать на станцию больше никогда с ним не свидится, однако всё складывается счастливо.

    Иван Липатов, самый старший из троицы. Вот всё у него с работой хорошо, и с людьми легко ладит, а дома у себя никак не может обрести покой. Жена попалась слишком активная для такого патриархально устремлённого героя. Кстати, мне очень нравится Аннушка, пусть она и не особенно "домашняя" женщина. С другой стороны, Иван незаменим на станции - его жизненный опыт и практическая смётка часто выручали дело подземной газификации, пока оно ещё только развивалось. Тем не менее, он не преминёт выпить, как только появляется такая возможность, и это уравновешивает общий положительный облик героя (ну, конечно, если оставить патриархальные идеи за кадром).

    Мне понравились здесь женские персонажи - и Катерина, у которой очень и очень сложная судьба, и Ксения Кузьменко, нашедшая в себе силы, хоть и спустя продолжительно время, пережить горе потери сына, и Клаша (несмотря на то, что её обманы отвратительны), и Галя с большими планами на жизнь, и мама Игоря, и жена Катенина, и Аннушка Липатова, и Лёлька - все они заслуживают внимания, так как их личности прекрасно раскыты, и им сопереживаешь, каждой по-своему. Есть тут, конечно, и дочь Катенина, и Русаковская, но и их мотивация понятна и убедительна. Мне остались не очень близки только Люба и мать Катерины и Павла: у первой все думы только о Саше, и нет никаких своих, на вторую сама автор решила не обращать слишком много внимания.

    Как ни странно, больше всего меня тронула трагедия Катенина. Человек наконец-то почуял жизнь и радость творчества, но не смог смирить своё эго и потерял возможность работать наравне с другими. Он побоялся быть чужим среди молодёжи, которая, в свою очередь, не сумела проявить тактичность к его неудаче.

    Повествование складывается без роялей в кустах, хотя трудностей и трагедий героям хватает.
    Тем не менее, меня особенно поразили некоторые ситуации и то, как они переживаются персонажами. Самая первая - это смерть Вовы и реакция его матери и Катерины. Вроде только вот всё наладилось, и бах. Мать так и вообще до конца не пришла в себя, как мне кажется. Катерина в своём горе предельно убедительна.

    Второй момент - то, как Палька, не задумываясь, отправил телеграмму, подделав подпись. Уже тогда чувствовалось, что хорошим дело не кончится, появилось только тревога: когда же?

    Ещё одна сцена, заставляющая замереть, - когда Саша отказывался у Лахтина от аспирантуры, предпочтя научной карьере разработку определённой проблемы. В ретроспективе можно было бы даже сказать, что он променял аспирантуру на кресло директора, но кто ж знал. Тем не менее, мне кажется весьма подозрительным, что он, настоящий учёный по натуре, согласился на организационную должность, которая от науки навсегда его отрежет. Грустно, когда такие перспективные сами по себе люди становятся частью предприятия и тонут под горой "неотложных" административных проблем, которым нет конца и края.

    Очень тяжёлый момент, когда Катенин понимает, что его метод не сработал и открытие он не совершил. Мне было его страшно жаль. Он вообще заслуживает сочувствия - с такими друзьями, как Арон, и такой дочерью даже врагов не надо.

    Удивительно трогательная сцена в самом конце - воссоединение Павла и Клаши. Выглядит она немного наивно, но очень чисто, почти хрустально.

    Отдельно интересна судьба взрослеющего Игоря, который как-то не может определиться с женщинами и со своими отношениями с родителями, и его отца - романтика, мечтающего повернуть северные реки на юг. Честно говоря, я в ужасе от его желания и не понимаю, как взрослый человек не может не осознавать, что такие проекты навсегда уничтожат и биосферу мест, которые затопят эти реки, и проблемы Северного Ледовитого океана, и прочее, и прочее. Возможно, сейчас мы намного трепетнее относимся к тому, что уже существует в природе, и подобные мечты кажутся варварством, как и сама идея о природе в качестве мастерской для человека. Но моменты, когда сын и отец никак не могут найти друг друга, заставляют сердце сжиматься, а потом наконец находят, и прямо хочется выдохнуть с облегчением.

    Самое начало книги - короткие отрывки о неизвестных нам ещё героях - необычно, но и не совсем удобно: понимаешь, кто это и как такое случилось, уже в самом конце. Например, мне большую часть книги не давала покоя Витя, которая встретилась на первой же странице. Познакомили нас с ней только ближе уже к самому концу. Или вот мне была совершенно непонятна военная сцена с дочерью Катенина, т.к. никаких соприкосновений особых с Алымовым у неё не было; более того, можно не сразу соотнести его с подполковником интендантской службы. В общем, мне приходилось по несколько раз возвращаться к этим кускам и гадать, кто же там гулял с Витей, остальные персонажи, к счастью, были более различимы.

    К сожалению, здесь не обошлось и без партийного духа (а куда от него денешься в 60е годы), но от него можно и отмахнуться, просто мотивация некоторых героев станет менее прозрачной, а отдельные сцены - непонятными.

    Если брать в целом-целом, то произведение мне понравилось - иногда моменты брали за душу, иногда персонажи раздражали и злили, иногда я радовалась за них, - так что я не осталась равнодушной. Здесь есть место для примеров, как стоит и как не стоит делать, как погружаться в работу и как растворяться в семье; что делать, если умирает любовь и если умирает любимый человек; как вовремя наступить на горло собственной песне и успеть ещё стать полезным и нужным. Ну и про то, как быть тщеславным человеком и продажной женщиной тут тоже есть. В общем, целая гора жизненного опыта, пусть и не полностью применимого в нашей нынешней жизни.

    4
    669