Рецензия на книгу
Ребекка
Дафна дю Морье
ShiDa20 октября 2020 г.«Любовь зла, полюбишь и Максима де Винтера».
Если вы не знаете сюжет этой книги, ни в коем случае не читайте рецензию ;)
Божечки, какая же это… книга! Давно история меня так не захватывала и не заставляла читать запоем, и это притом, что с ней я была знакома по двум экранизациям. Вот, кажется, знаешь, чем все кончится, уже имеешь мнение о случившемся, а все равно интересно, не можешь остановиться и читаешь, читаешь, читаешь. В этом «Ребекка» похожа на свою кузину «Джейн Эйр» – замечательный роман о любви на фоне поместья, которое должно поглотить очищающее пламя.
Сюжет, как может вначале показаться, отдает второсортным любовным романом. Есть безымянная главная героиня, которая, не имея собственных средств, прислуживает богатой вздорной американке. Дамочка всячески унижает свою компаньонку и вообще заставляет чувствовать себя вторым сортом. Девушке, по сути, некуда деваться: на дворе первая половина 20 века, родителей у нее нет, нужно самой зарабатывать на жизнь, в мире бушуют кризисы и проч. Вот и терпит она, пытаясь остаться на плаву. Кормят и платят – и то хорошо.Но тут в жизнь несчастного создания врывается богатый английский аристократ (и вдовец) Максим де Винтер, владелец знаменитого поместья Мандерли. Максим – первый человек, кто отнесся к ней в ее путешествиях с добротой. И девушка, эта наивная неопытная девчушка, влюбляется в него без надежды на взаимность, она и помыслить не может, что этот популярный аристократ снизойдет до нее. Но, так как «Ребекка» вначале должна напоминать любовный роман, Максим предлагает главной героине выйти за него замуж. И тут первый звоночек: он не объясняет, зачем хочет жениться, вообще не говорит о любви, смотрит на главную героиню, как на приятную безделушку, и при любом удобном случае от нее отстраняется. Окажись главная героиня опытнее, поняла бы, что не стоит ввязываться в этот брак. Но она юна, впервые влюблена, она верит, что счастье наступит, если очень его пожелать. Незачем винить ее: она искренне хочет сделать Максима счастливым, но не понимает, чем это может для них обернуться.
Главную героиню можно счесть слабохарактерной и нерешительной, но я лично прекрасно понимаю ее чувства. Она – не человек высшего круга. Она не обязана знать все тонкости «света», тем более что наступил 20 век, а он не очень-то благоволит аристократии. С Максимом она познакомилась в Монте-Карло и понятия не имела, что из нее захотят сделать аристократическую жену (и как это – быть аристократической женой?). Максим ничего ей не объясняет, не учит ее, он просто привозит ее в свое поместье и говорит: «Ну все, ты хозяйка». С таким же успехом можно дать неподготовленному человеку телефон и сказать: «Давай, чини его».
Да и сам характер героини мешает ей влиться в светскую жизнь. Ну вот не любит она сутками кататься по гостям, развлекать чужих людей светской болтовней, собирать у себя незнакомых людей и веселить их! А теперь от нее все требуют «соответствовать». Давай, делай визиты, приглашай, развлекай, всем улыбайся! Хотели бы вы провести свою жизнь в «публичности», с развлечением случайных персонажей, которые ценят в вас лишь статус? Вот и героине этого не очень-то хочется. Так она еще и поддержки не получает.И главная проблема, без которой эта книга бы не состоялась, – Ребекка. Первая жена Максима, трагически погибшая в море. Все, абсолютно все словно сговорились довести новую миссис де Винтер до невроза. Обожаемая, несравненная Ребекка. Ребекка, которую невозможно заменить. О Ребекке постоянно говорят, не считаясь с чувствами Максима и его новой жены. Это ужасно неприятно, и ведь не начнешь спорить с этими людьми, ты тут без году неделю, а Ребекка долгие годы была полновластной хозяйкой.
«– Для лилий мы всегда брали высокую алебастровую вазу из гостиной.
– А она не испортится от воды?
– Миссис де Винтер всегда пользовалась ею.
(Через полминуты)
– Миссис де Винтер всегда ставила алебастровую вазу на столик за диваном».
«– Кто вы такая? – спросила она меня. – Ваше лицо мне незнакомо… Почему Максим не привозит ко мне Ребекку? Я так люблю Ребекку. Где она?»Хотя Ребекку мы так и не увидим (и как, она же мертва!), легко составить о ней точное представление. Как по мне, она – типичная психопатка. Психопаты очень обаятельны, легко влюбляют в себя окружающих, они притягивают взоры, но при этом лишены эмпатии, эгоистичны и ни с кем не считаются, готовы на любые мерзости, чтобы добиться своего. Ребекка – классический пример такого человека.
Но больше, чем Ребекка (таки она мертва), мне не нравился местный герой-любовник, а именно Максим. Боже упаси встретиться с таким в жизни. Сначала что? Женился на красивом личике Ребекки, даже не разобравшись, что она за человек. Потом был поражен, узнав, насколько же она отвратна. Что нужно делать в таких случаях? Правильно – расставаться. Но Максим, наверное, мазохист. Испытывая к Ребекке острую ненависть, он живет с ней долгие годы. Он объясняет это тем, что Ребекка была отличным организатором и преобразила его поместье (не за счет денег, как можно было решить). В нем говорило тщеславие: он захотел сделать свое поместье знаменитым, и Ребекка, с ее умением устраивать приемы, оказалась кстати. Но, простите, мне кажется это странным: мужчина живет с ненавистной женщиной оттого, что она украшает его дом? А что, иная женщина не смогла бы украшать его дом? Нет же, Максим не ищет легких путей, он терпит бесконечные измены жены, ее насмешки, и все во имя поместья, ха-ха-ха-ха! Но потом и у него сдают нервы, и он… Нет, честно, проще было бы развестись. Ах, он боялся огласки! Что станут толковать кумушки из деревни? Развод! Нет, лучше убить и выбросить тело, при этом не чувствуя себя виноватым.Нет, вы не ослышались: этот человек считает, что поступил правильно! «Сама виновата, что убил». Потом он снова женится на красивом личике и строит из себя невесть что в новом браке. Его новая жена, благодаря его окружению, уверена, что он, Максим, безумно любил Ребекку. Но Максим старательно скрывает от нее правду. С новой женой он неласков, неоткровенен, постоянно от нее отстраняется и пускает все на самотек. Он не замечает чувств этой якобы любимой новой жены, он занят лишь своими переживаниями. Что, мне интересно, должна думать главная героиня? Муж не говорит ей о любви, не бывает с ней нежен, не делится своими мыслями. И, какие бы отношения ни были у Максима с Ребеккой, он виноват и должен понести наказание за убийство.
И пусть Дафна дю Морье не обличает его пред светским судом, она наказывает его иным – не менее страшным – образом. Уничтожение любимого поместья Максима, во имя процветания которого он так долго терпел Ребекку, – это то самое наказание, от которого он надеялся убежать. Счастлив ли он без Мандерли? Нет. Счастлив ли он с главной героиней? Отчасти. Но наказан он был достаточно, чтобы всю оставшуюся жизнь вспоминать Ребекку.
Содержит спойлеры1244,9K