Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повелитель мух

Уильям Голдинг

  • Аватар пользователя
    Аноним17 октября 2020 г.

    Смертельный танец, или Во власти дьявола

    «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».
    (Древнегреческий философ Хилон)

    «Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, — или слеп, или не в своём уме».
    (Уильям Джеральд Голдинг)

    ЗДРАВСТВУЙТЕ!
    Страшный роман-антиутопия Уильяма Голдинга «Повелитель мух», впервые увидевший свет в 1954 году, будоражит до сих пор воображение читателей во всём мире. Пожалуй, любой «квалифицированный» читатель обязан ознакомиться с этой книгой. Многие известные и любимые нами авторы в своих произведениях упоминают «Повелителя мух», делая его, если не частью сюжета своего романа, то – характеризуя образы персонажей. Например, Стивен Кинг в «Сердца в Атлантиде» описывает этот роман Голдинга и рекомендует к прочтению. Другие же – создают свои творения с явной аллюзией к «Повелителю мух».

    Философия романа-притчи заключается в показе падения рода человеческого даже не к звероподобному состоянию, а состоянию уподобления Зверю – Врага человеческого. Голдинг показал сущность природы человека – страшное грехопадение, опускающееся до самых глубин жестокости при условии отсутствия сдерживающих, направляющих позитивных сил. Наиболее быстро и ярко это возможно было показать, используя общность детей, не воспитанных в духе христианской морали, не имеющих духовных ограничений и принципов, а поэтому наиболее легко поддающихся совращению Врага человеческого – дьявола.

    Автор моделирует гротесковую ситуацию, которая легла в основу романа, – крушение самолёта и попадание достаточно большой группы мальчиков в возрасте от 5 до 12 лет на необитаемый остров где-то в тропической зоне. Никаких средств к существованию у детей нет, только голые руки и единственный нож, невероятным образом невесть откуда взявшийся у одного из главных персонажей – Джека Меридью.

    Характерно, что канва романа – это не выживание детей, лишенных взрослых, на необитаемом острове (как я думала в начале), а борьба интересов между подростками, не знающих цены жизни и не умеющих жить в ладу со всеми и особенно – с собой. Поэтому реалистичность произведения автор уводит на второй план в виде декораций, хотя она является достаточно значительной.

    Гораздо важнее, на мой взгляд, – метафизическое осмысление проблем добра и зла с объективным изображением драматизма конфликта интересов подростков.

    Английские дети, волей судьбы, оказавшиеся на необитаемом острове, сначала пытаются сохранить, воспитанные взрослыми в прошлой жизни, зачатки цивилизационных основ своего государства. Однако цивилизация – это не только добро, но и зло. Мальчики Ральф и Хрюша, встретившиеся после авиакатастрофы, пытаются наметить пути решения возникшей проблемы выживания и возвращения домой. Они находят морскую раковину удлинённой формы, которая послужила им рогом-горном, и собирают с помощью трубного гласа выживших детей на острове. Так происходит завязка романа.

    Эйфория безграничной свободы от взрослых, игр и вседозволенности вскоре сменяется страхом неизвестности, ужасом от присутствия ещё кого-то на острове и борьбой за выживание. Детям не свойственно длительное время пребывать в страхе и тревоге. Даже после того, как пропал один ребёнок с характерной приметой на лице, они предпочитают этого не замечать …

    Ключевая фигура книги – не Джек, не Ральф, а Саймон. Именно Саймон – самый слабый (часто падает в обморок), но в то же время самый разумный, самый чуткий подросток, способный видеть то, что другим не подвластно. Мистическая составляющая романа заключается в самом его названии. «Повелитель мух» – так с древнееврейского переводится имя Вельзевул – имя Зверя, имя дьявола. Саймону дано откровение мысленно общаться с самим дьяволом. Ему дают ясно понять, что Зверь – это неотделимая часть самого Саймона. Зверь способен найти себе уголок в душе каждого …

    Сначала дьявол появляется в ночных кошмарах самых маленьких. Они видят его в виде «перекрученного» - змея, свисающего, словно лиана. Старшие ребята не хотят его признавать, считая детскими страшилками. Только Сайман понимает, что бояться следует самих себя, потому что Зверь – внутри каждого. Страхи – порождение дьявола. Люди сами его призывают, не подозревая об этом …


    « 4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня».
    (Из псалома Давида)

    Сначала они играли. Со временем Зверь просыпается в каждом из детей, даже самых маленьких. Одичание началось с уничтожения свиней на острове. Убить животное, даже для мяса, не каждый взрослый мужчина сможет. Дети, поставленные в условия убивать, подвергаются сильнейшей психологической травме. «Сдвинувшаяся» психика охотников превращает их в убийц. Дело доходит до убийства себе подобных. А дальше подключаются механизмы коллективного бессознательного – образуется племя дикарей во главе с Вождём, способное к преднамеренной коллективной травле и убийству ни в чём не повинного человека. Это было по-настоящему страшно.


    «— Я боюсь. Я нас самих боюсь. Я хочу домой. Господи, как я хочу домой».

    Дети словно сошли с ума. Они дали волю своему внутреннему дьяволу. Их ничто уже не может остановить. Разве только что-то невероятно мощное и созидательное… Но что это может быть? Какое-то высшее божественное начало?.. Чудо? Или, наоборот, конец всему может положить какое-то страшное, мощное потрясение – природный катаклизм как Божественное наказание за грехи?!!

    Не раскрывая сюжета, я поделилась впечатлениями и мыслями, которые вызвала у меня эта книга. Потрясающе …

    Думаю, что понятно, - рекомендую к прочтению.

    24
    1,3K