Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
Аноним16 октября 2020 г.Угнетенные и Святые
На протяжении многих веков человечество привыкло думать, что общество и государство выступают в качестве опекуна над человеческими правами и свободами. Виктор Гюго осмелился перевернуть картину наоборот и что же увидели дорогие читатели, когда взглянули на «Отверженных», перевернутых с ног да головы. Правильно – бездну человеческих страданий, мрак и угнетение бедных и обездоленных детей. Невольно в голове возникают вопросы-всегда ли общество желает благо своему народу? Если законы нужны обществу в целях искоренения человеческих пороков, то смысл порочных законов? Гюго вывернул наизнанку то общество, в котором гнездились – несправедливость, ущемления человеческих прав и свобод, неравенство, страдание безвинных детей( тут не могу не сослаться на Ф.М. Достоевского, для которого страдание детей воспринимается как неразрушенный ребус человечеством, как одна самая большая метафизическая проблема которая пронеслась во всех его романах), и вот прошло больше полтора века с момента написания этого романа и давайте честно огласим в нынешнем мире «те же вопросы?»….Продолжается ли в век высоких технологии и гуманных прав страдание ничем не повинных детей? Все ли законы сегодня гуманны в отношении человека? Всегда ли в обществе, в котором провозглашаются достоинство личностних прав дает гарантию на неприкосновенность человеческой личности? Я думаю, ответа вам не придется искать долго.
Роман «Отверженные» — это роман о силе воли и духа, о преодолении себя и становлении человеком, любви к жизни, вечной борьбе добра и зла. Если бы я встретила Жана Вальжана в жизни – я бы преклонилась перед Ним, я бы крепко обняла и поблагодарила бы его за спасение Козетты, Фошлефана, Мариуса, за то что проявил сострадание к Жаверу, за то что сдержал слово священника Диньского и сделался честным Человеком. Я прижала бы его груди и от всех страдающих и угнетающих на земле людей сказала бы ему «Вы – наш освободитель, вы донесли всему миру истину, которая так долго была затуманена, и в концу-концов вы показали всему миру настоящую природу любви, самоотверженности и самоотречённости ради счастья другого человека».
Гюго, прежде всего, мечтал увидеть безупречное и справедливое общество, в котором не было бы «слезы ребёнка», несправедливости, и унижения угнетения социальных класс, он пламенно мечтал возродить нравственные и духовные основы общества, где христианство не просто явилось бы формальной религией и инструментом защиты политический распрей, а одухотворяющей силой, которая возрождала бы в людях – евангельскую любовь, доброту, смирение, сострадание, милосердие. Гюго как и Достоевскому мир предоставлялся ареной борьбы добра и зла, плоти и духи, Бога и дьявола и в отверженных это изнурённая борьба предоставляется читателю вечным противостоянием двух полюсов - от бытия к небытию, от мрака к свету, от бездны человеческих страданий к вечной гармонии. Кто же такие «Отверженные»? какую роль они играли во Франции в 18-19 века? За что их обличали и почему их отвергли? Роман имеет глубокий христианский подтекст, если роман читать через евангельские ценности, то мы наглядно увидим, что отверженные - это те к кому приходил Христос – к блудницам, разбойникам, убийцам, грешникам, нищим, заключенным, мытарям, больным, собственно ведь и сам Христос – «Отверженный», не от мира сего. Их угнетали за их социальный статус, клеймили за внешний вид, попирали плоть не ведая душу. Казалось, что грех стал добродетелью, а добродетель обернулась пороком и Гюго проносит эту идейно-метафизическую мысль весь роман. Писатель не просто поднимает острые социально-политические и философские вопросы, а казалось через «отверженных» он хочет освободить из плена угнетенные души, иначе как можно объяснить момент, когда Фантина лишается волос и зубов только ради того, чтобы заработать денег и отослать своей дочке? Как в принципе математически можно объяснить страдание людей? Фантина становится падшей женщиной, только ради того чтобы увидеть свою дочку Козетту, которая находилась в плену у дьяволов Тернадье. Смерть Фантины — это слезы отверженных, это великая грусть матери-природы о несправедливости в мире, это плачь небесных ангелов за сиюминутную победу зла над добром. Гюго призывает людей быть неравнодушными и как бы через отверженных воспроизводит стих из Евангелие:
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих"Гюго плачет вместе с отверженными и просит читателя не быть окостеневщими к слабым и немощным блудницам и каторжникам, ибо пути их неисповедимы. Они шли на грех не для удовольствий своих прихотей, а для спасения душ близкого и в этом главная смысл романа. Грех — это падение, нарушение духовного канона, заключение сделки с дьяволом, но если общество лишает тебя всего, то грех становится единственным спасением и дорожкой к свету. Неслучайно, как в искусстве, так и во многих религиях падшая женщина невсегда олицетворение «похоти» и именно через нее святые отцы христианства учили путь преодоления греха, святости и достижения обожения во Христе. Достаточно лишь вспомнить их имена – Мария Магдалена, Мария Египетская, Сонечка Мармеладова, именно через познания греха «сластолюбия» они очищались от данного порока и становились святыми. Чем более человек грешен, тем ближе он находится к Богу, звучит немного парадоксально, но это именно та смыслообразующая христианская истина без которого невозможно войти в Царствие Небесного. Гюго ликует и желает чтобы мы не были «теплым» (равнодушными) к людям, а горячими, испепеленными, одухотворенными, иными словами в каждом видели облик Христа. Что важнее закон или мораль? Что лучше – любовь или послушание? Если бедные и обездоленные дети не нужны обществу, то смысл существования нации, которая отвергает божьих ангелов? Если общество принимает только буржуазию, так что же делать крестьянам, хлебопашцем и отверженным? Убивать и не дожидаться пока не проснется коллективная совесть и покаяние? Люди не выбирают рождаться им бедными и богатыми, их судьба предопределена, но в чем же сакральный смысл тех самых отвергнутых, оскорблённых и униженных? И Гюго как христианский рыцарь берется защищать своих детей и произносит одну из важных христианских проповедей:
«Никогда не надо бояться ни воров, ни убийц. Эта опасность внешняя, она невелика. Бояться надо самих себя. Предрассудки — вот истинные воры; пороки вот истинные убийцы.Величайшая опасность скрывается в нас самих. Стоит ли думать о том, что угрожает нашей жизни и нашему кошельку? Будем думать о том, что угрожает нашей душе.»Здесь кроется сакральный смысл – убийцы и воры завтра могут стать святыми, то есть они еще могут спасти свои души, подобно разбойнику висевшему на кресте рядом с Христом, сказав:
«Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твое!», а предубеждения лишь уловка дьявола для гибели человеческих душ. Кошелек- символ, который отождествляет собой земные и материальные богатства, в буквальном смысле взятый из Евангелии фразу -
«какой смысл человеку приобретать весь мир, если душу свою он погубит?»Все земные блага могут улетучиться в один день и обратятся в прах и пепел, и тогда за что цепляться человеку? За какие ценности? Св. Иоанн Златоуст сказал:.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.И Гюго проповедует в отверженных ту же мораль и те же ценности, что в христианских проповедях святых - накапливая любовь, честность и порядочность, человек возрождает свою душу, то есть это некая отсылка к афоризму «Красота спасет мир» произнесенным Достоевским в романе «Идиот». Кант мечтал создать с помощью политической идей – мир во всем мире, а Гюго мечтал увидеть счастье «отверженных», равноправие бедных и богатых, общество в котором государство как Христос заботился бы о церкви. Мечта – утопическая, но именно эти мысли открывают путь к вечной гармонии мироздания.
Жан Вальжан – квинтэссенция добра всей мировой художественной литературы, в его душе находят свое отражение такие знаменитые литературные герои как Дон Кихот, Князь Мышкин, Алеша Карамазов. О чем его история? О преображении души? Пламенной и испепеляющей любви к врагам? Или это попытка искупить вину юношества и честно взглянуть в глаза священнику? Каждый читатель найдет что-то свое. Но и тут не обходиться без жизненных парадоксов. Побыв много лет на каторге – его душа стала тяжелым, она покрылась плесенью злости и печали, его внешний вид предательски подставлял его на каждом шагу, но так откуда вдруг он находит неиссякаемый кладезь любви к людям и становится честным человеком? Как излечилась его страдальческая и угнетённая душа? Что было его мотивацией к жизни? Но Гюго не был бы Гюго если бы не умел превращать случайность в совершенную и парадоксальную фатальность. Епископ Динькский не просто видит в Жане Вальжане беглого каторжника, но и своей прозорливостью и духовным видением находит в нем евангельские добродетели. Встреча с Епископом — это своего рода аллюзия на встречу с Богом, который не просто входит в его измученную жизнь, а дарует Жану Вальжану небесные сокровища – любовь, надежду и веру. Далее в романе мы видим как Жан Вальжан находит в Козетте подлинную любовь и смысл жизни, никогда не умевший по настоящему любить и быть любимым он впервые чувствует отцовскую любовь и именно это чувство помогала преодолевать все препятствия, смотреть в пучину смерти и революций... Надежда – была ему верным другом и соратником, он надеялся на победу отверженных, на счастливое будущее и победу над стихийным злом. Вера помогала ему подать и подниматься, искать во всех людях лик Божий и прощать своих врагов. Все эти добродетели совершили в его душу настоящую революцию духа и само знания, он словно стал новым человеком, который был призван услышать страдание и мучение безвинных людей. Именно с образом Мириэля Гюго связывает воедино все христианские заповеди, которые духовным путем передаются на Вальжана. Судьбоносная встреча с каторжником - это соединению двух полюсов – от смерти к воскрешению, от ненависти к любви, от тьмы к свету. Священник – это образ Адама, который снизошел в ад ради спасения праведных людей, ради увековечивания добра и любви, любви к падшим людям и это поступок не акт любви-Агапе к Вальжану, а скорее акт отвоевание души у дьявола, чему свидетельствует его пророческая речь:
Не забывай, никогда не забывай, что ты обещал мне использовать это серебро, чтобы стать честным человеком. ... Жан Вальжан, мой брат: ты принадлежишь больше не злу, а добру. Я покупаю для вас вашу душу. Я забираю его от темных мыслей и от духа погибели и отдаю Богу!Епископ будто бы разглядел в Вальжане – прошлое, настоящее и будущее, как бы увидел всю его жизнь, страдания, взлеты и падения преследования Жавера и спасение души. А после мы видим уже не Вальжана, а мэра Мадлена маленького поселка Франции, который красиво отряхнул свое прошлое и не боялся взглянуть в будущее в глаза. Его изнуренная душа из мрака выбралась в свет, он в буквальном смысле родился заново после каторги и вцепившись зубами за жизнь смогу отыскать смысл жизни. Через страдальческие муки социального ада Вальжан борется за справедливость, мир и любовь, его иступленное желание «осчастливания Козетты» плавно переходит в смысл всего земного бытия героя, он находит в своей идее желание жить и радоваться каждому дню. Отрывок из книги трогает до глубин человеческой души:
«Он чувствовал, что скоро наступит перемена в его жизни. Этот человек, который испытал все страдания, раны которого, нанесенные рукою судьбы, все еще сочились, который был чуть ли злодеем, а теперь сделался почти святым, который некогда волочил цепь каторжника, а теперь носил хотя и невидимую, но еще более тяжелую цепь отверженности, который все еще находился во власти закона, которого каждую минуту могли извлечь из тени добродетели и выставить на свет публичного позора, - этот человек все покорно принимал, все прощал, все благословлял и просил у судьбы, у людей, у закона, у общества, у всего мира только одно – любовь Козетты. Он молил Бога только, о том, чтобы Козетта продолжала его любить, чтобы Бог не отвратил от него сердца этого ребенка, чтобы оно принадлежала навеки ему одному. Любимый Козеттой, он чувствовал себя исцеленным, отдохнувшим, награжденным, увенчанным, любимый ею, он чувствовал себя счастливым и ничего более он не требовал от судьбы".Встреча со священником не просто явилось слепой случайностью, а божьим промыслом в котором должна была восторжествовать справедливость, где «отверженные» смогли бы вырваться из тьмы к божественному свету. У Гюго в романах ничего не бывает случайно, каждое дерево, каждое здание, каждая встреча к — это вечные символы, аллюзии, знаки, которые ниспосланы человеку для спасения души. Священник – ради спасения души, Коззеты - ради смысла жизни, Жавер – ради преодоления своих страхов, Фантина – ради чести и достоинства, Каждый человек которого он встречал на жизненном пути - был не просто фатальностью, а дорогой восходящей к свету, добру и любви. С образом полицейского Жавера Гюго связывает очень острую и социально политическую дилемму - что первостепенной – быть законопослушным гражданином или милосердным христианином? Для Жавера закон выше морали и общепринятых нрав, добро для него теряет свою силу если она противоречит законам Франции. Жавер перед всеми бесстрашен, хитер и ловок, он предаст любого кто покусится за нарушение закона, он ни физически, ни духовно не способен проявить «жалость и сострадания» так как он до мозга костей рационалист - «лучше служить закону, нежели нравственности», таков его девиз. На протяжении всего романа Жавер предоставляется читателю «злым сыщиком», который не только жаждет поймать беглого каторжника, но и снова поставить закон выше всех канонов. Но рано или поздно жизнь сама все расставляет на свои места и теперь уже беглый каторжник, которому выпадет случай убить своего врага проявляет высший акт христианского милосердия и спасает его душу. Жавер пребывает в потрясении, в нем просыпаются та самая мораль и добродетель которых от отвергал на протяжении всей своей жизни и не желавший примириться с самим собой он кончает жизнь самоубийством. Самоубийство – это логический выход из сложившийся ситуации, оставящийся в живых он бы не смог затушить вулканическую бурю совести, а когда разбивается вдребезги его «псевдовыдуманная истина», то жизнь становится невесомым бременем. Любовь Козетты и Мариуса романтизирована и возведена в степень высшего блаженства. Гюго пророческим образом связывает любовь и смерть в единое целое, сходно повести «Ромео и Джульетте». Лучше умереть на поле битвы, чем никогда не увидеть любимую женщину и именно под этим лозунгом писались рыцарские романы средневековой Европы. Мариус решает отправиться на баррикаду в поисках смерти и утешения перед утраченной любовью, он как герой шекспировских поэм в ожидании своего часа. Жан Вальжан, так же не задумываясь жертвует своей жизнью и отправляется на баррикаду в поисках спасения Мариусса, ему неважно останется он живых на поле боя или нет, главное доставить возлюбленного Козетты целым и невредимым, а точнее воскресить их любовь. Самопожертвование, страдание ради близкого, милосердие, любовь к врагам — это именно те добродетели без которых невозможно представить христианскую религию, и Гюго делает Жака Вальжана христианских воином отверженных.
Семейство Тернадье — это олицетворение чистого человеконенавичество и лицемерия. Их пожизненный девиз – «Цель оправдывает средства», ради жажды наживы они идут на все подлости, всячески стараясь себя обелить в чистом свете. Гремучая смесь человеческих пороков скапливается как ржавчина в этом семейке, и они не просты обречены в романе на «несчастный исход», но и свой жизненной философии лишают главного – божьего милосердия. Это отчетливо показано когда Тернадье бежит в Америку и становится работорговцем, и даже момент когда он совершает два добрых поступка - спасает отца Мариуса и помогает Жану Вальжану выбраться из подземных труб, выглядит каплем море по сравнению с их пороками. Добро творимое в имя вознаграждение не есть добро и отрывок из романа, когда Тернадье ждет денег ради «открытие» тайны беглого каторжника есть своего рода отторжение божественного света на всю их семейку. Читателю хочется верить, что семья Тернадье придет к своему катарсису и покаяться в содеянном, но Гюго в этом контексте провозглашают довольно простую истину:
«Какова у человека философия, такого и жизнь. Как постелешь, так и выспишься».Сегодня наш мир ничуть не отличился от мира «Отверженных». Поменялся лишь внешний облик - люди построили сотни городов, возвели мосты и небоскребы, запустили ракеты, роботы стали выполнять треть человеческой работы, иными словами мир стал переполнен технологическим прогрессом, но проблемы расслоения общества, беспризорных детей, угнетения низших классов никуда не исчезли. Финал романа завершается на светлой грусти – Мариус и Козетта создают семейное гнездо, купаясь в лучах божественной любви, сами того не замечая, как счастье становится их путеводной звездой, а Жан Вальжан покидает этот тленный мир счастливым и умиротворенным, оставляя свою отверженность будущим поколениям.
111,6K