Рецензия на книгу
Ubik
Philip K. Dick
Mooshkenoom1 октября 2020 г.Мир со щелью для монеты
Вообще, я когда начинаю читать подобные, классические труды уважаемых аксакалов от любого жанра, всегда в голове крутится фраза "и тогда репутация начинает играть в твою пользу!" Если попроще, то авторитет матерого классика начинает давить, что называется, на мозги и читатель старается изо всех сил верить в "неимоверную крутизну" творца. Думаю, со всеми так случалось если хорошенько покопаться в своем опыте.
Мне нравится смотреть на фантастику глазами Автора, жителя еще той эпохи и стараться уловить дух романтизма, распростнаняемого творцами-фантастами. Часто это выглядит весьма забавно, если немного заглянуть, что называется, под капот. Не рассуждать об антикапитализме Дика или о социально-психологическом посыле данной книги. Мне весьма хорошо запомнились изображения "мира будущего" каким автору в начале 20го века представлялись люди конца такового. И как забавно сочетались представления о прогрессе. Все в строгих костюмах, а цилиндры украшены пропеллерами и лампами освещения. К чему это я... Ага, про дверь с монеткой!
Не только лишь все писатели могут возвыситься над своим уровнем технологий. Когда Дик пишет о космических перелетах и освоении Луны и Марса, то секретарша все равно печатает на машинке. Ага, компухтеры уже изобрели. Люди друг другу по видеофонам звонят! Ало, аффтар! Какая печатная машинка? Космические корабли, как водится, получают данные, вводимые с перфокарт, зато на Луну можно попасть за считанные часы. Ах да, информация по прежнему распространяется при помощи газет, несмотря на явное наличие информационного общества.
Теперь немного о монетах. А почему не кредит? Почему нельзя оплатить чем-либо другим? Конечно же, вдумчиво изучивший произведение читатель мне возразит, де ГГ прошлепал все полимеры и его соц статус понизился и он не может платить кредитом. Ну и вся их Система теперь его наказывает, превращая жизнь в Ад, заставляя по каждому чиху кидат монетки в прорезь... Первый вопрос, который меня сразу озадачил, был "Если Герой живет в своей квартире, то кто потом все эти монетки выгребает из приемников? Специальисты приходят?". Почему же нельзя платить картой? Автор, видимо настолько увлекся идеей "Социума с прорезью для монетки", что сам себя перехитрил. В мире будущего люди вынуждены носить с собой тонны мелочи, вместо прикладывания карты и упрощения своей жизни, хотя платежные карты там явно фигурируют.
Отдельно стоит сказать про мир, в описании котрого сознательно избегается детализация космоса и путешествий в нем. Для начала как вам такое "ракетный комический корабль" садится на, внинмание "крышу дома". Очень забавно, что ракеты могут спокойно летать над городом. Тут Автор поступает очень правильно - для героев полететь на Луну равносильно походу в ближашую булочную. Полетели-прилетели. Сама луна тоже как соседняя комната. Бац бац. Это правильно, но никакого впечатления фантастического романа тут ждать не приходится. Антуража не просто мало, его в этом разрезе вообще нет.
Я читал эту книгу лет в 14, потом все напрочь забыл и при повторном ознакомлении внезапно вспомнил и про полуживых замороженных покойников и про войну телепатов с антителепатами. Причем, как и для чего и почему все эти организации существуют мне не было ясно. Какова, например, роль правительства Земли в отношениях телепатов и их противников. А в книге все это вообще никак не раскрывается. По сути, роман представляет из себя довольно скомканный детектив с не вполне читаемой сюжетной линией, где бОльшая часть повествования ведется от лица мутного Главного Героя Чипа. Остальные персонажи просто фанерные статисты. Нет смысла описывать сюжетные ходы и переходы, скажу лишь о том, что самое лучшее в романе - это авторский язык. Действительно интересный и яркий, язык талантливого, без сомнения, человека. Само произведение на меня никакого впечатления, а уж тем более, "вау" эффекта не произвело. Может когда-нибудь я перечитаю и постигну всю глубину авторского замысла...
Вывод. Традиционно для сменя ставшая классической тема "классик уже не торт". Скорее всего, дело во мне, но так вот вышло. Идеи для "матрицы" и "inseption", как трубят из каждой статьи про Убика, в книге прослеживаются, но именно что осмысление этих идей Филипа Дика авторами и сценаристами мне нравится больше. А Дик занудный и мутный, по крайней мере в этой книге. Я бы рекомендовал прочитать эту книгу для ознакомления с классикой мировой фантастики, но и только.
922,1K