Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2020 г.

    Кайф безумия

    Нил Гейман пишет так, что всё тебе кажется знакомым, с многозначительной придурью, кроваво-беззаботным и большой ложкой дегтя в эзотерической бочке хэппи-энда. В этом отношении первое самостоятельное произведение крупной формы писателя можно считать тем самым ключом, которое открывает дверь или в оранжевый смерч буйного недоумения, или в Нижний Лондон – изнанку снов, сюжетов, архетипов, ожиданий и разочарований.

    С постмодернистской лихостью Гейман в романе повторяет сюжетные схемы культовых произведений британской литературы, а чтобы читателю ложно не казалось, в предисловии рассказывает о своей инспирации. Это важно и увлекательно, но оригинального шарма писательской манере придает искусство превращать обыденные вещи и не-вещи в нечто, что ими не должно быть.

    В «Никогде» топография Лондона - овеществленная, метаморфизированная, антропоморфированная, обожествленная. И сделано это с безудержным абсурдом, иронией и безумием. Хотя сюжет, в общем-то, саркастически воплощает заветы Джозефа Кэмпбелла. Избранный проходит все пути инициации и становится подлинным героем волшебного мира. Хотя почему саркастически? Разве читатель не переживает за милого Ричарда, который ввязался в неприятности по доброте сердечной? Он зла не сделал никому, а вот добро даже не всегда беспомощно причинял за время кровавых эпических приключений. Тонкие струйки лирики опоясывают его отношения с главной героиней с подобием психологического правдоподобия. Но Гейман жонглирует клише и дает читателю именно то, чего тот хочет. И даже смерть овеяна романтизмом, а не брошена в не менее правдоподобную и физически ощутимую грязь сотворенного мира.

    Волшебный мир у Геймана не может быть пейзанской идиллией. Он всей душой переживает за отбросы социума, за тех, кто остался на обочине мирового порядка, выпал из общественного внимания. Собственно, вся магия и фантазия выпали из прагматического и суетливого пространства, выстроенного на костях жертв исторического прогресса.

    В куртуазное средневековье уже вросли «заброшенки» XX века – здания, станции метро, вещи. Обратный мир с жадностью их поглощает и увековечивает в своем непрекращающемся безумии распада. И тепло такого гниения не перестает согревать души тонко организованных натур. Зачем карьерных успех и шикарная пассия недотепе Ричарду, ставшему рыцарю сточных вод, возлюбленным вампиров и другом подземных аристократов? Задверные существа со средневеково-азиатской неряшливостью проходят мимо обыкновенных и скучных лондонцев, голодные и окровавленные.

    А теперь, читатели, признайтесь, на чьей стороне вы? Ведь если маркиз Карабас смог осуществить древнюю мифологическую мечту и сохранить свою жизнь в ларце, неужели не сможет и Ричард, победивший Зверя со всеми юнгианскими вытекающими?

    Ехидство Геймана в этом романе еще долго не постареет, разве только его атмосфера будет казаться все более «ламповой», с тем самым рейвом наивности и бесшабашности конца прошлого столетия. Сейчас даже сам писатель так уже не улыбается. Реальный мир требует еще большей жестокости и циничности.

    32
    1,4K