Рецензия на книгу
Circe
Madeline Miller
Аноним25 сентября 2020 г.Золотое руно
История эта, столь безобразная, нелепая и отвратительная, отрезвила меня. Пусть я заточена на этом острове, зато мне не приходится жить в одном мире с Пасифаей и ей подобными.Эта книга - как золотое руно.
С одной стороны, чудо дивное, волшебное, тонкое и яркое. Нечто из другого мира. Легендарное. Самодостаточно существующее во времени и пространстве просто потому, что необычно и невыносимо великолепно.
С другой стороны - нарочито искусственный продукт. Не во всем достоверно, временами глаза слепит своим блеском, да и в реальной жизни бесполезно - разве что на стену повесить, похваляться самим фактом обладания.
Готовы ли вы поверить в такой источник читательского удовольствия? Я - да, хотя и с некоторыми оговорками.Еще по "Песни Ахилла" стало ясно, что Миллер - не только удивительный рассказчик, оживляющий древние сказания, так что их бормочущая интонация захватывает тебя целиком и буквально сует в руки истекающие липким соком цветы - прикоснись! попробуй! - а в нос - потную спину кентавра - ощути!
Автор также сумела показать, что в этих историях главное. И это вовсе не занимательные сюжеты о людях, совершающих необыкновенные поступки, и бессердечных богах-самодурах, готовых в любой момент перевернуть весь мир или, как минимум, жизнь отдельно взятой личности (хотя наблюдать за отношениями тех и других весьма любопытно - примерно такую степень отвратительной взаимозависимости я себе там всегда и представляла).
Главное тут - раскрытие человеческой природы, чьи гнусные и не очень извивы остаются неизменными не просто в веках, но и для всех без исключения, от бессмертной нимфы до обычных рыбаков.Иными словами, сила здесь не в магии, а в психологии.
История Цирцеи начинается во дворце титана Гелиоса и плавно перетекает на Ээю, остров, где сосланной героине предстоит пережить сотни лет самопознания и постепенной трансформации.
Сверхъестественное тут повсеместно соседствует с обыденным, а лучшие из мифов умело вплетаются в повествование то вставным номером, а то и сюжетообразующим элементом. Цирцее, которая в каноне упоминается разве что в паре мифов, у Миллер предстоит поучаствовать не только в истории Одиссея, но также Прометея, Сциллы, Главка, Минотавра, Дедала, Ариадны, Телемаха и даже Ясона с его злополучным золотым руном.Её собственная история станет прежде всего гимном феминизму - в лучшем смысле слова, когда прогибаться под мужские стереотипы и предубеждения необязательно, силы и мужества у самой в достатке, а счастье можно обрести и в одиночестве, тратя время на интересные направления самореализации и свободного творчества.
В то же время это рассуждение о любви - сложное и с довольно непривычной моралью об утонченной болезненности полного отсутствия взаимосвязи между нашими чувствами к человеку и хоть какими-то правами на него.
Это также исследование человеческого одиночества - огромного, как мир, несмотря ни на какие родственные связи, благодаря вырастающим детям и вопреки любым сомнительно крепким отношениям.Еще это история о поиске равновесия - между собой и другими, чужими и собственными представлениями и оценками, личными границами и близкими людьми, доверием и самозащитой, наконец.
Это также занимательно вывернутая наизнанку канва мифологического канона: в то время, как обычные люди в мифах героически обретают бессмертие через свои великие поступки, Цирцея фактически проделывает обратный путь, чем внушает уважение не меньше, чем какой-нибудь Геракл.
И, конечно, это история об Одиссее и последствиях его странствий. Пожалуй, лучшее и самое логичное завершение великого путешествия для такого человека - ни "белого", ни "черного", а просто "серого", существующего во всем многообразии оттенков, как и все мы.Как и младшая богиня Цирцея, которая много ошибалась, падала, поднималась, подчас раздражала излишним мелодраматизмом и прорезавшимся ближе к концу звериным материнским инстинктом, но всё же заслужившая дарованный ей автором покой.
Верю в это, несмотря на открытый финал и любую критику.
Верю, как в ценность золотого руна.
Хотя бы в целях общего развития и получения эстетического удовольствия.
Таков был мой первый урок. За спокойным, знакомым обличьем всего сущего скрывается нечто иное, готовое разорвать мир на части.Приятного вам шелеста страниц!
531,9K